Коррекция взаимоотношений родителей с детьми инфантильного социально-психологического типа
1. Отношение родителей к деятельности ребенка:
а) набраться терпения в ожидании того, что ребенок сам
будет выбирать тип занятия. Играя с ним, выполнять роль ведомого, побуждая ребенка к активным действиям по определению правил, условий игры, если даже он это делает неумело;
б) исключить постоянный предупредительный контроль, лишающий ребенка активной деятельности или поиска таковой по типу: «Не бери ножницы (иголку, молоток, шило и т.д.), так как порежешься (уколешься, уронишь и т.д.)» или «Я все сделаю сама, тебе еще рано, лучше посиди и посмотри, как это ловко делаю я». Ребенка необходимо учить пользоваться всеми предметами, которыми он интересуется, и ни в коем случае не запрещать по той причине, что его занятие не соответствует возрасту. У детей этого типа часто в школьном возрасте развивается стремление что-то делать своими руками как бы в качестве компенсации за невозможность действовать самостоятельно;
в) после поступления ребенка в школу помощь со стороны родителей должна носить пассивный характер. Нужно помогать только в решении организационных проблем (напомнить, что пришло время готовить уроки, обеспечить необходимым материалом и т.д.), от помощи по существу выполняемого задания следует отказаться, даже если ребенок будет добиваться этой помощи капризами. Обычно родители таких детей из-за возможного падения авторитета ребенка среди товарищей или их собственного среди соседей, учителей с готовностью берутся за совместное выполнение уроков. Родителям следует помнить, что не всегда хорошо выполненное домашнее задание является гарантией успешного выполнения контрольных и самостоятельных работ в классе;
г) обязательно определить своих детей в кружки, секции как спортивного, музыкального, художественного профиля, так и технического прикладного творчества: эти дети, определившись в профессиональной деятельности со школьного возраста, в последующем сохраняют стремление к повышению образовательного уровня и совершенствованию в избранном любимом деле;
д) четко следить за кругом интересов и увлечений своих детей в подростковом и юношеском возрасте, помогая им советом и подбирая для них интересные занятия, так как стремление к получению удовольствий, соблазн в которых велик и искушается внутренней готовностью
их эгоистической социальной направленности, может привести к раннему увлечению спиртным, наркотиками, сексом.
2. Отношение родителей к использованию методов наказания и поощрения:
а) необходимо отказаться от постоянного стимулирования своего ребенка к активной деятельности путем незаслуженных поощрений;
б) не следует из-за неуспешной учебной деятельности ребенка резко переходить от мер поощрения к физическим наказаниям;
в) особо опасно применение запретительных мер, ущемляющих достоинство и самолюбие ребенка в подростковый период, жестокое обращение с применением физических мер, т. к. это может привести к суициду;
г) ни в коем случае не следует ни поощрять, ни наказывать ребенка, если он капризничает, повышая раз от раза свои категорические требования. В такой ситуации целесообразно использовать метод игнорирования.
3. Отношение родителей к ребенку:
а) необходимо снять с ребенка гиперопеку, как бы трудно это не было. Необходимо убедить себя в том, что ребенок — свободная самостоятельная личность, способная делать правильный выбор. Определить для себя позицию пассивного наблюдателя, обеспечивающего только жизнеспособность ребенка. Отказаться от роли ведущего, предупреждающего и исполняющего все желания ребенка;
б) если трудно относиться с благоразумием к своему ребенку, оставаясь объективными и спокойными, соблюдая золотую середину между изнеживанием характера и его коррекцией, то следует на время поместить ребенка в чужую семью. В новой семье вся атмосфера должна быть насыщена рациональным отношением к ребенку, где не переоценивают его капризы, где перемена всей обстановки и ее новизна сначала отвлекает, затем сдерживает и постепенно успокаивает нервную систему [48. С. 78].
в) нужно быть особо осторожными со своими детьми в подростковом возрасте. Не допускать ущемления детского самолюбия, не гасить стремления ребенка к самовоспитанию, не создавать тупиковых конфликтных ситуаций в доме и следить за тем, чтобы такие, на взгляд подростка, безвыходные ситуации не складывались в школе или на улице. Помните, что вашему ребенку всегда будет нужна помощь при выходе из безнадежных ситуаций, если таковые возникнут;
г) совместно с ребенком необходимо обсуждать его поступки, вызывая критическое отношение к своим действиям;
д) создавать ситуации длительной физической и психической нагрузки, где бы ребенок мог реализовать свои потенциальные возможности действовать самостоятельно [92. С. 46].
4. Отношение родителей к окружающим людям:
а) целесообразно было бы преодолеть собственный страх и предубеждение в том, что окружающие люди кроме ущерба и вреда больше ничего не могут принести;
Другое на сайте:
Причины возникновения стресса
Большинство психологических проблем являются иллюзорными или виртуальными, так как существуют только во внутреннем психологическом пространстве. Человек заранее строит в своем мозгу мысленную модель предстоящей ситуации. Если по каким-то ...
Характеристика некоторых приёмов пикапера
"Якорение".
Основная идея техники "якорь" состоит в быстром, автоматическом и бессознательном режиме получить доступ к любому состоянию. Абсолютно тому же, на который якорь был поставлен. Как это работает? Очень прост ...
Эмоции и эмоциональные состояния
Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, привязанность, совесть — все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ибо, для того чтобы ценить что- ...