Психофизиологические функции
Самый низкий уровень в структуре деятельности - психофизиологические функции. На уровне психофизиологических функций обеспечивается физиологическое обеспечение процесса деятельности. Механизмы планирования, контроля и регулирования действий исследовали отечественные и зарубежные физиологи и психологи – П.К. Анохин, П.А. Бернштейн, Э.А. Афатян и др. В их исследованиях показано, что цель всякого действия представлена в сознании в виде психологического образа – своеобразной нейропсихологической модели[43].
Под психофизиологическими функциями понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Т.к. человек-существо биосоциальное, протекание психических процессов неотделимо от физиологических процессов. Существует ряд возможностей, без которых большинство психических функций не может осуществляться. К таким возможностям относятся: способности к ощущению, моторные способности, возможности фиксации следов прошлых воздействий, а также сюда относится ряд врожденных механизмов, закрепленных в морфологии нервной системы. Все эти механизмы и способности достаются человеку при его рождении, т.е. имеют генетическую обусловленность. Психофизиологические функции обеспечивают и предпосылки, средства деятельности. Например, мнемическая функция (способность к запоминанию) обеспечивает запоминание информации[44].
Существует болезнь памяти (корсаковский синдром), заключающаяся в потере мнемической памяти – функции, при которой не запоминаются события, даже те которые случились несколько минут назад. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач[45].
Неосознаваемые механизмы сознательных действий включают механизмы координационного управления двигательным актом (действием): рабочие точки объектов, рецепторы, сенсорный синтез, функционирование второй сигнальной системы, мышцы и др.
Деятельность человека осуществляется посредством действий и механизмов различных видов и уровней. К неосознаваемым механизмам сознательных действий можно отнести рефлекторные, инстинктивные, импульсивные действия. Рефлекторные действия вне инстинктивных не существуют: рефлекторны только движения, включающиеся в различные действия[46].
Инстинктивные действия, т.е. действия, которые не только исходят из органических импульсов, но и осуществляются независимо от сознательного контроля[47].
В рамках неосознанных механизмов осознанное действие, например, движение человека, можно рассмотреть лишь физиологию двигательного аппарата. Физиологическая основа неосознанных механизмов заключается в изменении регулирования движений, которыми осуществляется действие, с высших центров на низшие.
Действия порождают мотивы, т.е. приводят к образованию целей, а цели, как известно, осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. Неосознаваемые мотивы представлены в сознании, но проявляются в особой форме - это эмоции и личностные смыслы. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это «что-то» затрагивает его мотивы. Еще одна из неосознаваемых форм мотивов – личностный смысл – переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшегося в поле действия ведущего мотива[48].
Всякое сложное человеческое действие в процессе своего выполнения порождает новые, более сложные и лабильные автоматизмы. Автоматизация – это выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия.
Другое на сайте:
Групповая сплоченность
Рассматривая закономерности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, в качестве одного из основных параметров развития малой группы большинство психологов выделяют групповую сплочен ...
Особенности мышления детей младшего школьного возраста
Особенность здоровой психики ребёнка – познавательная активность. Любознательность ребёнка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребёнок, играя, экспериментирует, пытается установить прич ...
Теория «личностного Я» К. Роджерса
Роджерс видел в Я-концепции определенный паттерн восприятий человеком своего «Я». Я-концепция представляет собой структурное целое. Однако сегодня психологи считают, что индивид может иметь множество Я-концепций – некоторые из них хорошие ...