Реабилитация людей с игровой зависимостью от компьютерных игр и интернета
Зависимость от компьютерных игр - проблема, которой было уделено довольно много внимания в прессе и различных научных работах. К примеру, ученые выяснили, что 30% игроков проводят за компьютером слишком много времени, а 10% находятся в сильной психологической зависимости от своей любимой игры. Заодно посмотрели, чем эта зависимость иногда кончается - а кончается она плохо, и потому нуждается как минимум в научном присмотре. Что же такое эта "компьютерная игровая зависимость" и в чем она проявляется?
Игровая зависимость являет собой форму сильной психологической привязанности к игре - в компьютерном варианте вплоть до желания жить в виртуальном мире. Возвращение в реальный мир связано исключительно с удовлетворением естественных потребностей, общение с живыми людьми сведено к минимуму. Особенно тяжелые формы игровой зависимости предполагают также крупные денежные траты на игру, злоупотребление кофе и энергетическими напитками, злость и раздражение при отрывании от игры, пренебрежение питанием и сном. Зависимость от игр сравнима с наркотиками и алкоголем, человек не может контролировать себя в плане времяпровождения за игрой, живет в своем собственном мире и не желает общаться с родными и друзьями - ибо они пока еще не "виртуальны". Любое время, проведенное вне игры, является для такого человека мучением.
Самые популярные игры среди зависимых людей - это ролевые онлайновые игры, в которых за каждым персонажем стоит реальный человек. Вместе они создают особенное игровое сообщество, живущее по своим правилам, имеющее свою культуру и знаменитостей. Становясь частью всего этого, окунувшись в волшебный сказочный мир, в котором возможно практически все, человек - особенно не реализовавшийся до конца в повседневности - больше не хочет жить обычной жизнью, где нет места "великим подвигам и волнующим приключениям". Со временем он теряет связи с реальным миром - контакты с друзьями и близкими сводятся на нет, прежние хобби и увлечения отходят в прошлое, игра становится единственным интересом и темой разговора. Общаться с таким человеком, если вы не играете в ту же самую игру, практически невозможно. Были случаи, когда заигравшиеся любители виртуальной реальности умирали за своими компьютерами от сердечных приступов, вызванными несколькими сутками непрерывной игры.
Существует распространенное мнение, что для избавления от игровой зависимости достаточно отобрать у геймера любимую игру, компьютер или доступ к Интернету, после чего он вылечится и станет нормальным человеком. К сожалению, это не совсем так - или даже часто совсем не так. Психологическая зависимость от компьютерной игры - весьма серьезная проблема и от нее невозможно избавиться, просто "перекрыв доступ" к игрушке. Наоборот, таким образом можно только усугубить ситуацию, довести человека до отчаяния и стресса - ибо фактически мы вырываем человека из его привычной "среды обитания". В ряде случаев такие попытки заканчиваются совсем трагично - например, недавно американский подросток застрелил мать и ранил отца за то, что те спрятали от него диск с любимой игрой.
В ряде стран, особенно азиатских (например, в Китае и Корее), компьютерная зависимость считается серьезнейшим заболеванием, требующим длительного лечения. Эта проблема взята под контроль государства, которое финансирует строительство специальных реабилитационных центров для больных людей.
При тяжелых формах игровой зависимости могут помочь лишь профессиональная работа специалистов различных областей медицины и использование различных лекарственных препаратов. Главную роль в лечении компьютерной зависимости играет социальная работа с пациентом, которую проводят психологи.
Как уже говорилось, основным методом лечения игровой зависимости является психотерапия, поскольку ее целью является устранение психологического конфликта, который почти всегда и есть причина болезни. Самые лучшие результаты лечения достигаются с больными, которые сами хотят избавиться от зависимости (навязанное лечение, которое практикуется в ряде стран по аналогии с "принудлечением" от наркомании, не всегда дает положительный эффект). Целью сеансов является осознание геймером своей патологической привязанности и причин нарушения связей с обществом, после чего их можно пытаться восстановить. В особо тяжелых случаях для лечения используется гипноз.
Другое на сайте:
Интересы и мотивация
Как известно, деятельность человека соотносится с определенной потребностью, а действия – с мотивами. Отметим, что мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разра ...
Понятия как проявление содержания позиции в возрастной психологии
Проявление содержания позиции требует средств для ее удержания, такими средствами в научном обиходе становятся понятия.
Интересно, то, что в возрастной психологии наиболее отчетливо проявляется различие в позициях авторов как различие в ...
Социальный и
индивидуальный характер
Слово "характер" в переводе с греческого означает "черта", "печать", "признак". Характер человека как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение, на взаимоотношения с другими людьми, явл ...