Технология и методы реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью от азартных игр
Последние несколько лет за психологической помощью стало обращаться все больше людей, страдающих игровой зависимостью и их близких.
В России медицинское изучение игромании началось совсем недавно - чуть более 10 лет назад. В 1996 году в Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева обратился мужчина с жалобами на неспособность контролировать свое увлечение азартными играми. С тех пор масштабы проблемы, по словам специалистов, значительно увеличились. Нередко к психиатрам и психологам обращаются отчаявшиеся родственники: "Дочь взяла кредит в 15 тысяч долларов и все проиграла, помогите!", "Сыну 45 лет, он проиграл 200 тысяч, которые вся семья копила на строительство дома. Масштабы проблемы осознает, но не может удержаться, срывается и снова играет".
Эта тема считается мало разработанной. Ведутся споры о том, является ли лудомания заболеванием и к какой из отраслей медицины она принадлежит, большой психиатрии (сверхценные и бредовые идеи) или наркологии (аддиктивное расстройство).
В связи с этим возникает множество разных мнений на тему лечения, реабилитации и профилактики данной проблемы. Как известно любое мнение имеет право на жизнь. А некоторые методики доказали свою эффективность на практике. Мы же, постарались взять, все самое лучшее из имеющегося опыта, и попытались объединить это в одной программе. Именно этим обуславливается наличие в программе разнообразия терапевтических подходов и методик, а именно: гештальт- подход, когнитивно-поведенческие вмешательства, психоаналитическое видение ситуации, тренинговые составляющие, личный опыт зависимости и выздоровления сотрудников программы - психологов-консультантов, опыт и идеология 12-шаговых программ анонимных сообществ.
В СМИ появляется все больше статей и передач, посвященных этой проблеме. Большинство из них посвящены описанию ситуации, признакам компульсивной игры, классификации игроков.
Как правило, игроки приходят на консультацию под давлением тех последствий, к которым привела их игра. Крайне редко человек решает обратиться за помощью или хотя бы получить информацию, если нет долгов или не стоит угроза потери семьи. В подавляющем большинстве случаев дела игрока пришедшего на консультацию обстоят весьма печально, это долги (кредиты в банках, частные займы и т.д.), разрушенные семьи, потерянные отношения с друзьями и близкими и пр.
Складывается впечатление, что причин вызывающих игровую зависимость так же много, как и в случае с любой другой зависимостью (алкоголизм, наркомания).
Безусловно, на формирование зависимости влияют множество факторов социального, биологического, психологического и т.д. характера. С научной точки зрения понимание механизма возникновения зависимости, конечно, представляет собой весьма интересный вопрос и может играть ведущую роль в профилактической работе. Увы, для азартного игрока, оказавшегося среди "обломков своей жизни" этот вопрос имеет не много пользы. Поскольку даже если удастся найти и достоверно перечислить все причины, сыгравшие роль в формировании зависимости вообще или у конкретного человека, то, к сожалению, это знание не освобождает от проблемы и актуальность вопроса, что же с этим делать дальше? не становится меньше.
Поскольку основной задачей нашей работы является помочь игроку научиться не играть, то для нас представляются важными другие вопросы.
Например:
· Зачем человек играет?
· Какие из своих потребностей игрок пытается удовлетворить в игре?
· Кто на его взгляд руководит его жизнью?
· Как случилось, что в реальной жизни не осталось ничего кроме игры?
· Каким образом ему удается выстроить свою жизнь, так что единственным комфортным местом представляется игровое заведение?
· Зачем и каким образом человеку удается сделать себя несчастным?
В связи с этим одной из главных задач является возможность увидеть и исследовать, привычные паттерны поведения игрока с целью их изменения.
Одна из основных особенностей отличающих игроков от остальных зависимых это "жизнь в фантазийном мире".
С точки зрения стороннего наблюдателя поражает, как человеку удается поверить в чудо, при чем это происходит молниеносно и игрок только что намеревавшийся (возможно вполне искренне) погасить часть кредита (взятого на игру) уже идет в игровое заведение в полной уверенности, что именно сегодня ему повезет, и он не только погасит все долги, но и купит новую машину (квартиру, домик в курортном городке и т.д.). И так продолжается из раза в раз, а тем временем проблемы в реальной жизни нарастают лавинообразно и чем больше проблем, тем больше игрок убежден, что игра это "единственный способ решить их". Он надеется выиграть решить финансовые проблемы, купить близким все то, в чем те давно нуждаются и т.д. В конце концов, к тому времени, когда выигрыш все же случается, его не может хватить на все то что "запланировал" игрок и он продолжает игру. Рано или поздно даже игрок вынужден признать, что играет он не ради денег, а ради игры. Порой он может делать попытки бросить, но потом снова удивительным образом убедив себя, что именно сегодня… и круг повторяется.
Другое на сайте:
Представления о типах высшей нервной деятельности
На основании изучения условно-рефлекторной деятельности собак И.П. Павлов создал свое учение о типах высшей нервной деятельности. В основу деления собак по типам ВНД была положена оценка:
· силы основных нервных процессов возбуждения-тор ...
Особенности трёхлетнего возраста
Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до семи лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многократные изменения, в связи с чем возникла необходимость выделить определенные этапы и их з ...
Генезис самосознания
Личность проходит довольно долгий путь, чтобы осознать многообразие своих индивидуальных особенностей, свое место в системе отношений окружающего мира. Этот процесс проходит через самопознание и становление самостоятельности. Становление ...