Игровая зависимость: основные понятия и стадии
Любая патологическая зависимость, будь то к алкоголю, наркотикам или азартным играм, формируется не на пустом месте. Эмоциональный внутренний дискомфорт и постоянное желание выйти из этого состояния при помощи созданных модуляторов здесь и сразу, не активизируя работу сознания, а лишь убегая от действительности, - вот фундамент развития лудомании и других аддиктивных форм поведения. Кирпичи же на этот фундамент специалисты пытаются наложить уже не первый век. Фрейд оценивал основную идею одержимости игрой бессознательным желанием проиграть и почувствовать себя жертвой несправедливости фортуны. Он считал, что в основе такой мотивации лежат нарушения взаимоотношений ребенка с родителями, а игра может быть способом вернуть материнскую любовь или средством самонаказания за постыдные чувства к матери. Гипотезу инфантильного всемогущества выдвинул Шандор Ференци - венгерский психоаналитик. Согласно этой гипотезе, игрок впадает в иллюзию сопричастности к высшим силам мироздания, к избранникам судьбы и абсолютному успеху. В таком аффективном состоянии лудомана опьяняет уверенность, что он точно знает, какие числа должны выпасть - сама фортуна шепчет их на ухо, тем самым выделяя его среди остальных. Генетики уже много лет ищут ген, отвечающий за предрасположенность к азарту вообще и к азартным играм в частности - ген риска. Пока безуспешно. Зато обнаружен некий ген синдрома дефицита удовлетворенности - постоянный фоновый дискомфорт. Человек с генетической склонностью к этому синдрому будет непременно искать способы, позволяющие ему испытать это чувство, - алкоголь, наркотики и азартные игры.
Так или иначе, но врачи отмечают, что среди игроков, страдающих патологической зависимостью от азартных игр (ПЗоАИ), большой процент людей имеет проблемы в межличностных отношениях и открытом эмоциональном контакте с окружающими. Игры компенсируют неполноценное общение. Практически у каждого игрока есть свой любимый игровой автомат или стол в казино, с которым у него устанавливаются особые отношения. Лудоман поглаживает его, нашептывает просьбы о выигрыше, дает уменьшительно-ласкательные прозвища. Формируется стойкая зависимость "человек-машина". Человек изливает на игровой автомат свою привязанность, идентифицирует с ним минуты радости и удачи, видит в нем проводника фортуны, понимающего и всегда ждущего друга. При этом игроки не запоминают отрицательных эмоций, доставленных этим милым автоматом. Аддикты азартных игр до копейки помнят все свои выигрыши, но никогда не помнят, сколько они уже проиграли.
На данный момент в мире настолько развита индустрия азартных игр, что она поглощает все больше и больше людей. Игра в азартные игры однозначно может вызвать зависимость.
Игромания приобрела широкое распространение в России в связи с доступностью заведений, в которых любому обывателю предлагается большой выбор азартных игр. Кроме азартных игр, к игромании (игровой зависимости) могут привести и компьютерные игры, которые доступны в огромном количестве людям всех возрастов, в том числе и детям. Возрастных ограничений для того чтобы появилась зависимость игромания (игровая зависимость) нет, так как игровой зависимости может быть подвержен любой человек, в зависимости от предпосылок к возникновению игровой зависимости.
Выявлено несколько основных причин появления игромании (игровой зависимости).
· Чувство одиночества. Чувство одиночества заставляет человека впервые прибегнуть к игре, а полученные впечатления и ощущения в процессе игры заставляют вернуться к ней в очередной раз.
· Чувство неудовлетворенности. Это чувство заставляет человека проявлять себя в игре. Являясь недостаточно реализованным в реальной жизни, недовольным собой, человек пытается выразиться в игре, где гораздо легче стать победителем, чем в реальной жизни. И чем успешнее его результаты в игре, тем больше ему хочется вернуться к ней вновь и вновь.
Другое на сайте:
Психофизиологические особенности младшего школьника
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
Увеличение роста и ве ...
Взаимосвязь форм мышления ребёнка
Умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.
Одна из наиболее ранних форм мышления — наглядно-действенное — возн ...
Связь психологии с финансами и кредитом
Исследование экономической психологии, или психологических аспектов экономики - перспективное поле научных изысканий. Экономические психологи интересуются такими темами, как житейское понимание экономики; факторами, лежащими в основе экон ...