Заключение
Несоответствие возрастов ребенка и взрослого как несоответствие их картин мира является феноменологическим фактом порождения пространства психической реальности, заданного обратимостью разных форм активности ребенка. Каждый из нас знает, что существует какое-то “не могу”.Для каждого свое - от невыносимого скрежета ножа по сковородке до телепередачи, а от нее до глубин переживания – “живу не своей жизнью”, “ненавижу себя”, “не понимаю, что со мной”. Возможность видеть свое Я и не–Я в каждом из нас в той или иной мере задают свои (мои) другие и чужие (не мои) другие через переживание границы нашего Я и нашей психической реальности.
В начале жизни человека это очень важное событие - встреча с другим человеком, событие, определяющее переживание возраста как одного из свойств психического.
В известном смысле можно сказать, что на бытовом уровне возрастная психология существует как переживание людей по поводу воздействия на них других лиц, так как именно эти переживания, как хотелось кратко показать, задают самому человеку роль и место психической реальности в картине мира.
Итак, что такое возрастная психология и каковы её основные проблемы? Ответов пока получилось несколько:
1. Это наука о фактах и закономерностях психического развития нормального здорового человека.
2. Это концепция другого человека, которая есть у каждого человека, который живет среди людей.
3. Это отношения между людьми разного возраста, которые позволяют каждому человеку переживать наличие своего места в системе отношений, то есть наличие дома для своей души.
4. Это попытки измерить изменения в жизни человека единицами времени.
5. Это естественный ход биологических часов, который осознается благодаря другим людям самим человеком.
6. Наконец, это проекция личного развития исследователя на понимание им закономерностей изучаемой жизни.
Труд ученого связан с осознанием им средств своего же собственного мышления, он строит понятийную картину мира. Обыватель может при этом руководствоваться не только понятийным мышлением, но и чувствами. Поэтому, узнав одно и то же, они не всегда могут понять друг друга. Тогда появляются особые задачи применения научного знания, это тоновое в отношениях людей, которое появилось в наше время и существует сегодня, например как практическая психология[9].
[1] Абрамова Г.С. Возрастная психология // Издательство: Академический проект, 2003 г., - 12с.
[2] См , например Осторожно, психотерапия // Штерн (нем.). - 1995 - № 27
[3] Б. Прейер “Душа ребенка” (СПб, 1891 г., - 198 с.)
[4] Склярова Т.В., Носкова Н.В. Возрастная психология для социальных педагогов // Издательство: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009 г., - 217с.
[5] Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития // Издательство: Академия, 2009 г., - 201с.
[6] Абрамова Г.С. Возрастная психология // Издательство: Академический проект, 2003 г., - 36с.
[7] Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу // Издательство: Владос, 2010 г., - 198с.
[8] Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций // Издательство: Юрайт, 2010 г., - 158с.
[9] Абрамова Г.С. Возрастная психология // Издательство: Академический проект, 2003 г., - 44с.
Другое на сайте:
Социальные движения
Социальные движения – особый класс социальных явлений, рассматривающийся в связи с анализом психологической характеристики больших социальных групп и массового стихийного поведения. Социальное движение представляет собой достаточно органи ...
Психологические особенности личности подростков с умственной отсталостью
Понятие «умственно отсталый ребёнок» или ребёнок с интеллектуальной недостаточностью, принятые в отечественной дефектологии, относятся к весьма разнообразной по составу массе детей, которых объединяет наличие органического повреждения моз ...
Современная модель речевой деятельности человека
Наблюдения клиницистов показывают, что как при моторной, так и при сенсорной афазии очаги поражения мозга обычно захватывают довольно большую территорию, а не ограничиваются лишь зоной Брока или Вернике. В то же время встречающиеся иногда ...