Заключение
Задача, стоявшая перед авторами настоящей программы, состояла в том, чтобы ввести в дошкольное обучение такие действия детей, которые в максимальной степени способствуют развитию их умственных способностей. Специальные психологические исследования показали, что таковыми являются действия по построению и использованию наглядных моделей, т. е. таких видов изображения предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, обозначенных при помощи условных заместителей.
Наглядные модели и без специального вмешательства взрослых создаются детьми в разных видах деятельности: рисунки, аппликации, конструкции всегда моделируют действительность, передавая только общее строение предметов или ситуаций, компоненты которых обозначаются линиями, деталями строительного материала, геометрическими фигурами; моделирует действительность и сюжетно-ролевая игра, в которой дети условно обозначают других людей при помощи взятых на себя ролей и передают отношения между ними (мама — дочка, продавец — покупатель и т. п.). Однако, строя такие присущие детским видам деятельности наглядные модели, дошкольники обычно не выделяют их соотношения с изображаемой действительностью, что уменьшает возможности развития умственных способностей.
Положение существенно меняется, если наглядные модели становятся средством обучения, т.е. их построение и использование осуществляется детьми сознательно под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний. В этих условиях максимально реализуются потенциальные возможности развития способностей: от построения и использования реальных (графических, предметных, двигательных) моделей дети постепенно переходят к их построению и использованию «в уме». В результате средства обучения превращаются в средства собственного мышления: построения замыслов, планирования действий, решения различных умственных задач. А это и есть развитие умственных способностей.
[1] Даль В. Словарь.- 1989.
[2] Словарь иностранных слов
[3] Психологический словарь.- Лейпциг, 1981.- С. 71.
[4] Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте // Нач. школа.- 2004.- № 6.- С. 33.
[5] Панфилов А. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми // Педагогика.- 2004.- № 2.- С. 99-101.
[6] Лейтес Н.С. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Доклад.- Москва.- 2003.- С. 3.
[7] Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии.- 2003.- № 4.- С. 16.
[8] Панов В.И. Зачем нужна учителю э книга об одаренности и об одаренных детях // Учителю об одаренных детях.- М., 1997.- С. 23.
[9] Матюшкин A.M., Белова E.G., Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Задорина Е.Н., Юркевич B.C., Яковлева Е.Л. Одаренность и творчество: концепция, итоги и перспективы исследований // Доклады Юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института РАО.- М., 1999.- С. 114.
[10] Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В.И.Панова. М 1997.; Лейтес Н.С. Возрастная одаренность, и индивидуальные различия. М.; Воронеж. 1997; Лейтес Н.С. Индивидуальное и возрастное в детской одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. М., 1997.; . Психология одаренности детей и п( ростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. М., 1996; Учителю об одаренных детях / П ред. В.П.Лебедевой. В.И.Панова. М., 1997.
[11] Панов В.И. Зачем нужна учителю э книга об одаренности и об одаренных детях // Учителю об одаренных детях.- М., 1997; Панов В.И. Некоторые теоретические практические аспекты одаренности // Прикладная психология.- 1998.- № 3.
Другое на сайте:
Психологическая характеристика зрелого возраста
Жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, см ...
Физиологические основы темперамента
Поиски материальных оснований индивидуально-психологических различий людей уходят в глубокое прошлое и относятся к разным человеческим цивилизациям. Применительно к европейской, западной цивилизации традиционной точкой отсчета называют об ...
Аналитическая интроспекция
Ученик В. Вундта Эдвард Брэдфорд Титченер (1867-1927) помимо ощущений и чувствований считал элементами сознания ещё и представления («следы прежних ощущений»). Он предлагал более строгий метод интроспективного анализа – метод аналитическо ...