Понятие «одаренность» и «одаренный ребенок»
Адекватность использования термина «одаренность» до сих пор является предметом научных дискуссий. Это происходит потому, что в психолого-педагогической литературе существует две точки зрения на определение данного феномена. С одной стороны под одаренностью понимается некая генетически обусловленная исключительность (одаренные дети). С другой стороны современные исследователи (А.М.Матюшкин, А.И.Савенков и др.) разрабатывают иной аспект проблемы одаренности - мозг человека с его способностью к творчеству, рассматривающейся как величайший дар природы где «одаренность» предстает уже не как исключительность, а как «потенциал».
Проблема способностей и одаренности все настойчивее выдвигается на первый план формирующимся социально-экономическим укладом и педагогической практикой. Это ставит задачу теоретического переосмысления и обобщения имеющихся научных результатов. Прежде всего необходимо определить саму сущность изучаемых явлений. Вместе с тем, несмотря на определение способностей и одаренности как сущностных характеристик личности, они по-прежнему остаются «безличностными» качествами и рассматриваются в основном с позиций успешности деятельности или «врожденности-приобретенности».
Рассмотрим теперь более подробно поставленные задачи и определим сущность способностей и одаренности.
Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способности. Но еще более важно, что в понятии «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля способный определяется как «годный к чему или склонный, ловкий, сручный, пригодный, удобный»[1]. Наряду с понятием «способный» используются и другие — «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а умение способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умный (а понятия «умение» в словаре нет). Таким образом, «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.
При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование, а дарование - как способность, данная богом. Иными словами, согласно словарю, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (греч. talanton)- выдающиеся врожденные качества, особые природные способности[2]. Одаренность рассматривается как синоним таланта, как степень выраженности таланта. Недаром как самостоятельное понятие «одаренность» отсутствует и в словаре Даля, и в словаре С. И. Ожегова, и в Советском энциклопедическом словаре, и в словаре иностранных слов.
Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, и одаренность и талант - с другой, выделяются как бы по разным основаниям: говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивают прирожденный характер данного качества человека. Вместе с тем отмечается, что и способности, и одаренность проявляются в успешности деятельности.
Одаренность основывается на совокупности особых качеств личности. Эта совокупность внутренних предпосылок, возникших и стабилизировавшихся в процессе индивидуального развития, и определяет успешность деятельности личности в той или иной области. Эта систематически организованная структура индивидуальных качеств личности формируется в течение всей жизни человека и является тем самым продуктом взаимоотношений человека и окружающей среды. На эту структуру и сегодня еще не совсем ясным образом влияют врожденные дарования человека. Но они не «определяют полностью содержание, процесс и результаты развития личности».[3]
Другое на сайте:
Понятие "Я-концепция"как центральное
образование характера
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального об ...
Виды и роль эмоций
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К клас ...
Структура и свойства характера
Характер представляет собой целостное образование, единство психических свойств личности. Но это целое состоит из определенных частей, звеньев. В характере могут быть выделены отдельные черты, стороны, которые не существуют отдельно друг ...