Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися интровертивного социально-психологического типа
В последнее время в связи с типологическим подходом к изучению личности школьника появилась психолого-педагогическая литература, дающая рекомендации в соответствии с типическим образом учащихся. Среди такой литературы наибольший интерес представляют методические рекомендации Н. Е. Щурковой [63] по использованию различных игр для развития и проявления тех или иных сторон личность школьника. Можно рекомендовать некоторые из них в качестве дополнительных средств психолого-педагогической коррекции.
Для изменения жизненных ориентации детей конформного социально-психологического типа личности полезно привлекать их к участию в следующих играх.
«Презентация мира»
— это игра, несущая интеллектуально-эмоциональное усилие. Она позволяет высветить духовную ценность материального предмета, развить способность к одухотворению, заменить предметное восприятие мира на духовное, способствует освобождению от вещно-предметной зависимости.
«Открытая кафедра» —
игра, через которую можно всем показать мировоззренческую позицию конформного социально-психологического типа личности, что является одним из способов выведения учащихся на осознание себя в мире, мира в себе и связи своего «Я» с обществом.
«Защита проектов»
— игра, где учащийся выступает как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными и как творческое лицо, предлагающее новое решение отдельных жизненных проблем.
Для формирования нравственного отношения к людям у детей доминирующего социально-психологического типа личности можно использовать следующие игры:
«Человек везде»
— это игра, которая учит вслушиваться в другого человека, понимать его, откликаться на его проблемы, придавать обыденным ситуациям гуманистическую окраску.
«Эстафета смыслов»
— игра, где педагог должен выделить высокую этическую заданность поведения детей. Процесс игры требует проявления максимального интереса к другим людям.
«Социодрама».
Этическая основа такой игры заключается в самоценности личностного выбора, в уникальности и неповторимости человеческих ситуационных решений, в единстве добра и зла, неразъединенности положительного и отрицательного, а следовательно, и правомерности жизненных выборов иногда и прямо противоположного характера.
«День добрых сюрпризов» —
эта игра состоит из этических упражнений в умении оказывать знаки внимания. Игра укрепляет дружеские отношения, развивает симпатии, повышает психологическое состояние отдельных детей, содействует раскрепощенности.
«Философский стол»
— игра, где в процессе групповой деятельности можно объединить школьников для проведения интеллектуальной работы по отысканию социального значения и личного смысла жизни.
Для раскрытия индивидуальных возможностей учащихся сензитивного типа полезно включать их в следующие игры:
«Сократовская беседа».
В ней такой ученик может показать выбранную им альтруистическую позицию и свои преимущества как личности.
«В чем
соль?» — игра, которая будет способствовать повышению социальной значимости ученика.
Для формирования уверенности в своих силах учащихся инфантильного типа можно привлекать к участию в следующих играх.
«Разброс мнений»
— игра, где ребенок может высказать свои суждения в самой разнообразной и неожиданной по своему содержанию форме, никаких границ для выражения мнений не существует, каждый имеет право сказать то, что хочет, что «приходит в голову».
«Магазин одной покупки»
— игровая деятельность сочетается с ценностно-ориентационной, требующей от учащегося проявления определенных духовных сил. Цель игры заключается в том, чтобы подвести учащегося к осознанию правомерности собственного выбора, умению сопоставить собственное «Я» с интересами других людей, определить свою позицию по отношению к данному явлению.
«Корзина грецких орехов»
— это своеобразное упражнение в развитии способности видеть, выделять и описывать проблему, так как осмысление — начало решения этой проблемы.
Одним из способов нравственного развития учащихся тревожного социально-педагогического типа может быть участие в следующих играх:
«Этический тренинг»
— игра, которая помогает выработать навыки этического общения с людьми, закрепить имеющиеся нравственные представления.
«Смешинка»
— игра, где ученик в юмористической и непринужденной форме преподносит сюрпризы своим товарищам и тем самым обучается правильным формам общения.
«Волшебный стул». В
этой игре сочетается ценностно-ориентационная и игровая деятельность, позволяющая «высветить» положительные стороны личности.
В «Театре-экспромте»
играющий раскрепощается и приобретает чувство уверенности.
Для формирования коммуникативных способностей детям интровертивного социально-педагогического типа полезно участвовать в игре «По секрету всему свету»,
Другое на сайте:
Физиологические эффекты аутогенной тренировки
Физиологические эффекты аутогенной тренировки в целом и механизмы восстановления под ее влиянием нервной регуляции тех или иных конкретных функций весьма сложны и до настоящего времени полностью не изучены.
Центральное место в раскрытии ...
Интенсивностные характеристики эмоциональных
процессов
С точки зрения истории соотношений эмпирического базиса и теоретических обобщений в области проблемы эмоций чрезвычайно поучительно, что анализ интенсивностной характеристики эмоциональных процессов тоже начинается с экспериментальных исс ...
Вопросы, актуальные для современной российской
психологии
Пути интеграции психологического знания: синтез или эклектика?
Единая ли наука психология? Одни психологи подчеркивают принципиальную необходимость в психологии разных – даже не совместимых друг с другом – точек зрения. В данном случае л ...