Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися доминирующего социально-психологического типа
б) в отдельных случаях педагог может создавать ситуации, в которых так или иначе ущемляются права и интересы самого ребенка. Это, конечно, может вызвать бурю возмущения или породить конфликтные взаимоотношения, тем не менее при тактичном сознательном управлении этим процессом, ученик может извлечь урок анализа собственных действий по отношению к другим.
6. В сфере отношения к критике:
а) следует также помнить, что учитель не должен вступать в конфликтные отношения с подобного типа учащимися, даже если они провоцируют столкновение, желая показать свое превосходство. Необходимо ограничиваться замечаниями, переводя конфликт на юмористическую основу, где не должно быть высмеивания или унижения ученика. В противном случае учитель может быть поставлен в унизительное положение, из которого ему будет трудно выйти, не привлекая родителей или директора;
б) учителю нельзя устраивать публичные расправы над учащимися доминирующего социально-педагогического типа личности ни на педсовете, ни на собрании, ни просто в классе. В таких случаях эти ученики могут себя вести вызывающе, нагло, цинично, демонстрируя свою независимость, несгибаемость, вовлекая в конфликт все новых и новых людей (родителей, администрацию, своих товарищей). Результатом таких педагогических воздействий может быть злоба, обида и по возможности вымещение ее на виновных в сложившейся ситуации. Более эффективное воздействие имеет беседа один на один или в присутствии родителей;
в) в отдельных случаях можно ставить этих учащихся в ситуацию, когда его дела будут подвергаться критике. При этом критика должна носить конструктивный характер, а самое главное, в мягкой форме, чтобы не ущемлять достоинства и самолюбия учащегося.
7. В сфере отношения к волевым проявлениям:
а) учителю важно время от времени создавать ситуации, в которых доминирующий социально-психологический тип вынужден был бы подчиняться воле других людей, особенно не являющихся авторитетными для него. В отдельных случаях это будет вызывать конфликтную ситуацию, поэтому от педагога требуется разумное управление действиями обоих учащихся;
б) достаточно эффективной мерой в упреждении волевых проявлений ученика может служить ситуация вынужденного одиночества, т. е. направленной изоляции его от свободного и разнообразного общения;
в) особенно полезно ставить этих учащихся в ситуацию, в которой им самим приходится отказываться от чего-то интересного, нового, престижного в пользу других людей.
Другое на сайте:
Особенности психического развития личности взрослого человека
Существуют различные периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Рассмотрим возрастные рамки по И.Ю. Кулагиной ...
Активная регуляция
мышечного тонуса
Важная роль в психологических исследованиях и теоретическом обосновании эффекта релаксации принадлежит Е. Jacobson. Изучая методы объективной регистрации эмоциональных состояний, он установил, что при отрицательных эмоциональных реакциях ...
В.М. Слуцкий: Проблемы одаренных детей
Первыми проблемами родители сталкиваются вскоре после рождения одаренного ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном (такие дети, как правило, спят намного меньше обычных детей), с едой и т.д ...