Гармоничный стиль семейного воспитания
Гармоничный стиль семейного воспитания не будет нами рассматриваться столь подробно, как все предыдущие стили семейного воспитания. Это связано с тем, что гармоничный стиль семейного воспитания является синтезом предыдущих стилей воспитания, вбирая в себя все то лучшее, что описано в предыдущих стилях воспитания. Поэтому сразу перейдем к описанию тех отношений, которыми характеризуется нормальный тип личности. Для них свойственны следующие виды отношений:
1. Отношение к людям
Это дети, зарекомендовавшие себя уже в дошкольном возрасте как рассудительные. Они не действуют под влиянием внешних побуждений и эмоций, а всегда переводят их в сознательную, разумную деятельность, мотивируя свои поступки. В школьный период жизни этим детям свойственно чуткое и внимательное отношение к просьбам как сверстников, так и старших. Для них характерно во всем быть честными и правдивыми. Они всегда говорят правду или вообще не говорят, умалчивают, если не хотят солгать. В общении с друзьями искренни и откровенны, никогда не утаивают своих истинных побуждений и желаний, с удовольствием делятся своими проблемами, никогда не скрывают своих истинных чувств и отношений. Уважительное отношение к людям — главная черта этого типа, которая сохраняется до конца жизни и проявляется всегда, как бы ни пытались окружающие выбить такого человека из равновесия.
Будучи взрослыми, они очень самостоятельны, независимы и никогда не пытаются ставить других в зависимость от себя. Отличительной особенностью этого типа является человеколюбие, ориентация на служение во благо других людей. Личность другого человека — это для них главная ценность.
2. Отношение к деятельности
Данные учащиеся отличаются полной гармонией умственного и физического развития. В равной степени и с удовольствием могут заниматься как умственным, так и физическим трудом. Как в дошкольном, так и в школьном возрасте дети этого типа очень активны, всегда находят себе занятие, в которое привносят элементы творчества. Будучи взрослыми людьми, очень добросовестно относятся к своим обязанностям, всегда все доводят до конца, не бросают начатого дела. Главные черты, которые проявляют в работе — высокая исполнительность и ответственность.
3. Отношение к своим возможностям
Ни в дошкольном, ни в школьном и юношеском возрасте у гармоничного типа личности никогда не наблюдается страха перед новой деятельностью. Это единственный тип детей, который не завышает и не занижает своих возможностей при выполнении того или иного вида деятельности. Чаще всего они либо берутся за работу, либо нет, предупреждая об этом сразу. Такая адекватная оценка своих возможностей позволяет учащимся быть уважаемыми среди товарищей, не попадать впросак, не быть униженными или подавленными. Уверенность в себе делает этих школьников не хвастунами, не самоуверенными выскочками, а людьми, умеющими держать слово.
4. Отношение к коллективу
Никогда не ставят свои личные интересы выше общественных и выше интересов товарищей, поэтому всегда любимы своими друзьями. Их главным принципом является справедливость в решении жизненных вопросов в пользу коллектива. Дети этого типа умеют защитить своих товарищей, друзей и самих себя. Нет стремления и чувства превосходства над другими, желания унизить ближнего и возвыситься над ним. К ним тянутся многие дети, и подчас они по заслугам бывают как официальными, так и неформальными лидерами.
Эти дети умеют дружить и со сложными, трудными или просто педагогически запущенными сверстниками. В дружбе они положительно влияют на последних, так как не позволяют им переступить через нравственные нормы поведения, которые всегда соблюдают сами и критично относятся к нарушителям.
Во взаимоотношениях с товарищами никогда не применяют насильственных мер при решении конфликтных ситуаций, ограничиваясь всегда просьбой, выражаемой серьезно и обоснованно. Наряду с отсутствием резкости в общении у этих учащихся не наблюдается заученных формально исполняемых приемов вежливости или нравственного поведения.
5. Отношение к себе
Высокая требовательность к себе делает этих детей постоянно серьезно работающими над собой. Они раньше всех, уже в младшем подростковом возрасте начинают заниматься самовоспитанием, совершенствуя себя как в физическом, так и в духовном, и нравственном отношении. В подростковом и юношеском возрасте дети этого типа выгодно отличаются тем, что их нравственные поступки и действия, выработанные путем сознательной оценки реакции других людей, позволяют им быть независимыми от окружающей среды и действовать в соответствии с естественными общепринятыми нравственными нормами. Будучи взрослыми, — это уверенные в себе люди, которые умеют уважать и себя, и других.
6. Отношение к критике и замечаниям
Дети гармоничного типа способны к шалостям, могут допустить нарушение школьной дисциплины, однако критические замечания воспринимают разумно, без резких ответов и истерик и стараются не нарушать порядок впредь. Провинившись, они просят прощения, а будучи в подростковом и юношеском возрасте, вежливо извиняются.
Другое на сайте:
Семья и работа в жизни женщины
В последние десятилетия произошло некоторое изменение установок в отношении работающих женщин, а также уменьшение доли женщин, отдающих предпочтение роли домохозяйки. Так, по данным опроса в США, проведенного в разные годы, было выявлено, ...
Эрих Фромм
Эрих Фромм родился в Германии, во Франкфурте, в 1900 г.; психологию и социологию изучал в университетах Гейдлеберга, Франкфурта и Мюнхена. Получив в 1922 году степень доктора в Гейдлеберге, он прошел психоаналитическую подготовку в Мюнхен ...
Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха
Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов, оно имеет сложную организацию во времени. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные перио ...