Предупредительный стиль семейного воспитания
5. Формирование у ребенка нравственных ценностей
Как правило, родители больше озабочены не тем, как
поведет себя ребенок в той или иной ситуации, а прежде всего как удовлетворить все
его потребности и желания. Поэтому господствуют полная вседозволенность и потакание. Главный метод воспитания достаточно образно выражается русской пословицей: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Ребенку прощаются все его шалости, даже если ребенок обидит другого человека словом или физическим воздействием, которое объясняется несмышленым возрастом. Впоследствии это приводит к тому, что ребенок практически безразличен к нравственным принципам, ведет себя так, как члены той социальной группы, в которой он находится. У ребенка складывается формальная, ситуативная мораль, которая связана чаще всего с представлениями о том, насколько те или иные социальные нормы мешают или благоприятствуют удовлетворению его потребностей, т. е. соответствуют морали его эгоистической социальной направленности личности.
6. Отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка
Так как ребенок с раннего детства лишен самостоятельной деятельности, то это приводит к некоторой задержке в развитии мыслительных операций, связанных с абстрактным представлением об окружающих явлениях, в период обучения в начальной школе. В этот период у инфантильного типа детей наблюдается потребность в действиях руками, т. е. в манипулировании предметами и инструментами, то, что остальные дети освоили в дошкольный период. Поэтому у этих детей в основном развит способ мыслительных операций от предметного действия к абстрагированию, в то время как у их сверстников — от абстрактных операций к предметному действию.
Однако это единственный тип детей, у которых существует готовность к одновременной деятельности руками и головой, т. е. с помощью практического действия познавать теоретические абстракции. Для такого типа детей больше соответствует обучение по системе Л. В.Занкова или Э. С. Френэ и совсем не соответствует система обучения в начальной школе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.
В результате попустительского стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности, который, в свою очередь, имеет следующий вид отношений:
1. К людям
К окружающим людям, особенно в новой обстановке, такие дети относятся настороженно, с подозрением, а к своим близким холодны и равнодушны, если те не удовлетворяют их потребностей и капризов. Это совершенно безобидные дети, которые ничего плохого не делают другим, но и ничего хорошего, так как в основном озабочены удовлетворением своих желаний. Внешне создается даже впечатление, что это скромные стеснительные дети, но на самом деле они просто безразличны к окружающим их людям. Им безразлично, что делают окружающие люди, совершают ли безнравственные поступки или творят добро. Для них важно, чтобы их не беспокоили. В подростковом возрасте они ищут себе друзей, т. е. тех, на кого они могли бы положиться в дружбе. В товарищеских отношениях дети этого типа, да и взрослые, всегда ведомы. Поэтому их потребности на самом деле очень часто являются отражением интересов их товарищей и друзей. В дружбе не всегда верны, могут предать своего товарища, подвести, если им самим грозит опасность. Они совершенно не переносят наказаний и легко поддаются воздействию других людей, если им это выгодно.
Другое на сайте:
Познавательные процессы для человека. Интеллект
Сейчас существует несколько концепций в измерении интеллекта. Ода из концепций утверждает в качестве исследуемого количество приобретенных знаний. Другая измеряет скорость мыслительной работы. Исследования показывают правоту последней кон ...
Биологическое значение эмоций
Биологическое значение эмоций в том, что они позволяют человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, возможности ее удовлетворения. Например, истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, ...
Факторные теории личности
Основные идеи факторного анализа были предложены Спирменом (Spearman, 1904), выдающимся английским психологом, более всего известным по своей работе в области умственных способностей (Spearman, 1927). Он выдвинул положение, согласно котор ...