Характеристика детско-родительских отношений в семье, имеющих детей с умственной отсталостью
Во второй фазе отрицание дефекта выполняет защитную функцию, направленную на сохранение определенного уровня надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, который способен разрушить существующий ранее жизненный сценарий. Это неосознаваемое стремление избавиться от эмоциональной подавленности и тревоги. Крайним проявлением этой фазы является отказ родителями от обследования ребёнка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Данная фаза «негативизм - отрицание» недолговременна по продолжительности, и по мере того как начинается принятие диагноза и осознание его смысла, родители входят в третью фазу, характеризующуюся депрессионными состояниями, связанными с пониманием истины. Эта фаза получила название «хроническая печаль». Этот синдром является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребёнка, следствием отсутствия у него положительных изменений, несоциализируемости ребёнка вследствие его психического и физического дефекта.
Четвёртая фаза обозначает начало социально-психологической адаптации (зрелой адаптации) всех членов семьи, когда родители в состоянии оценить правильную ситуацию, готовы начать руководствоваться интересами самого ребёнка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами. Показателями адаптации являются следующие признаки: уменьшение переживания печали; усиление интереса к окружающему миру; появление готовности активного решения проблемы с ориентацией на будущее.[29]
Н.Ю.Синягина говорит о различном восприятии ребёнка с отклонениями в развитии родителями и выделяет четыре группы семей:
1) семьи, которые реагируют на появление аномального ребёнка
возникновением специфических проблем;
2) семьи, где присутствие такого ребёнка сопровождается частыми
семейными конфликтами;
3) семьи, где интрапсихический конфликт, обусловленный рождением аномального ребёнка, происходит на невротическом, или на психопатическом уровне;
4) семьи, которые почти полностью разобщены, изолированы от
общества.
По мнению автора, все родители этих 4 групп нуждаются в психологической помощи.[31]
В.В. Ткачёва выделяет следующие кризисные состояния:
1) неизвестность, неопределенность. Состояние панического ужаса перед неизвестным, переживание шока, ощущение того, что рушится привычная «нормальная» жизнь.
2) известность, определённость. Противоречие между пониманием
проблемы на рациональном уровне и её отрицание на уровне эмоций и чувств;
3) агрессия. Проявление негативных чувств в виде эмоциональных
вспышек, в результате чего возникает агрессия, направленная на окружающий мир;
4) активная хаотичная деятельность. Попытка овладеть безвыходной ситуацией с помощью имеющихся средств. Это либо поиск медицинского «светила», либо чудесное исцеление через Бога;
5) депрессия. Возникновение состояния безысходности, в связи с
неуспешностью на предыдущем этапе;
6) принятие факта нарушения развития. Обретение нового смысла
жизни;
7) активизация. Активное построение и осуществление жизненных планов;
8) солидарность. Объединение в группы с другими родителями, имеющими аналогичные трудности.[34]
Исследования Э.Г. Эйдемиллер указывают на то, что отцы иногда сильнее, чем матери чувствуют свою ущербность перед обществом из-за дефекта у их ребёнка. Исследователи в своих работах показали, что большинство отцов реагируют на рождение аномального ребёнка скорее психологическим отказом от него.[41]
Е.М. Мастюкова провела клиническое исследование психического состояния матерей, имеющих аномальных детей. Было выделено две основные группы.
Матери первой группы отличались подвижностью, активностью, истероидными особенностями поведения. Известие о болезни ребёнка у них вызвало выраженные депрессивные реакции длительностью от нескольких недель до нескольких месяцев. Вину за случившееся они брали на себя. Иногда их посещали мысли о суициде. Наблюдалось нарушение сна, усиление депрессии. Таким образом, у матерей формировалось стойкое субдепрессивное настроение, часто сопровождающееся слезами и тревожными опасениями за настоящее и будущее ребёнка. У женщин этой группы значительно усиливалась раздражительность, по незначительному поводу возникали вспышки гнева, а затем приступы раскаяния. В соматике отмечались астенические явления: головные боли, тяжесть и сжимающие боли в груди, колебания артериального давления. При длительности психотравмирующей ситуации в семье, личностные особенности матерей претерпевали некоторые изменения. Женщины теряли интерес к окружающему и т. д. Они становились несколько спокойнее, но и безразличнее.
Другое на сайте:
Факторы и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществе
Отклоняющееся поведение подростка как категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляю ...
Феномен конфликта
Слово «конфликт» пришло в русский и другие языки из латыни. Это одно из тех международных слов, которые радуют переводчиков, поскольку они не нуждаются в переводе: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково. В русском язы ...
Подросток в семье и школе
Важным и самым, пожалуй, сложным этапом развития ребенка является подростковый период. В соответствии с современной международной классификацией под термином «подросток» понимается возраст от 11 до 19 лет. В подростковом возрасте отношени ...