Современная семья, функции. Стили воспитания, как они влияют на ребенка
По мнению ученых, наиболее вредным для ребенка оказывается четвертый стиль материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. В то время как сензитивная, принимающая мать (первого типа), безошибочно и своевременно реагирующая на все требования маленького ребенка, как бы создает у него бессознательную уверенность в том, что он может контролировать действия других и достигать целей.
Если в материнском отношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребенка из-за погруженности в собственные дела и переживания. У ребенка возникает чувство опасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существования. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению чувства «вынужденной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций и контактов с новыми людьми. Недостатку любознательности и инициативы.
А. Болдуин выделил 2 стиля практики родительского воспитания – демократический и контролирующий.[4]
Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.
Контролирующий стиль включает значительное ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.
Оказалось, что семья с демократическим стилем воспитания детей характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались контролю. Дети отличались также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однако им не был присущ альтруизм, сензетивность и эмпатия.
Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.
Во время исследований ученые попытались преодолеть описательность предшествующих работ, вычленив совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Были выделены три группы детей.
Компетентные – с устойчивым хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций.
Избегающие – с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых ситуаций.
Другое на сайте:
Изучение факторов, обуславливающих развитие детских страхов, в
отечественной и зарубежной психологии
Проблеме детских страхов уделяется много внимания, в виду их довольно широкого распространения среди детей. В работах отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов проблема страха занимает особое место. У разных исследователей с ...
Об агрессии во время спора
Рассматривая проблемы споров и критики, нельзя не остановиться на проблеме агрессии и стресса у участников этой не всегда приятной ситуации. Нередко можно наблюдать за тем, что у людей, вступивших на тропу конфликта, происходят изменения ...
Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися
С введением в систему народного образования должности психолога усилилось мнение о том, что учителю-предметнику нет необходимости теперь заниматься изучением личности ученика, так как эту функцию на себя взял школьный психолог.
Опасения ...