Понятия профессионального стресса
Профессиональное “выгорание” сотрудников может быть обусловлено такими причинами:
1) перегруженность или незагруженность работой;
2) организационные перемены;
3) ролевая неопределенность и ролевой конфликт;
4) эпидемия психогенного заболевания;
5) истощение физических и духовных сил;
6) трудоголизм.
Формами проявления производственных стрессов являются:
1) депрессии;
2) агрессивность по отношению к коллегам;
3) нежелание выходить на работу, прогулы;
4) большое количество брака продукции;
5) излишняя нагрузка на работе;
6) гиперответственность, и как следствие – конфликт с подчиненными и другие.
Целью данной работы ставлю перед собой детальное и глубокое рассмотрение основных методов профилактики производственных стрессов и способов борьбы с их последствиями. Для этого следует еще раз вернуться к определению понятия стресс. В переводе с английского языка слово "стресс" означает "нажим, давление, напряжение". А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: "Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)".
Первым же дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Возникает вопрос, как человеческий организм может противостоять стрессу и управлять им?
Что может быть противопоставлено стрессу?
Перечислим основные пункты профилактики стрессов и способы борьбы с их последствиями:
1) создание благоприятного организационного климата;
2) предоставление работникам возможности самим организовывать свою работу;
3) четкое определение обязанностей работников;
4) устранение причин, ведущих к перегруженности или недогруженности работой;
5) социальная поддержка;
6) психологическая помощь на предприятии;
7) программы общего оздоровления.
Необходимо также помнить, что нельзя браться за всю работу сразу и пытаться переделать все дела на неделю вперед.
Не ставьте перед собой «наполеоновские» планы, ведь только люди с “наполеоновскими” возможностями и силами могут выполнить такие планы. Ведь именно перенапряжение, большое количество работы и дел являются источником зарождения стресса и конфликтов в коллективе.
Следует также отметить важность индивидуальных подходов к предотвращению стрессов. Как было уже сказано ранее, каждый человек по-своему переживает стресс и стрессовые ситуации. Одни уходят в себя и надолго абстрагируются от всего мира, другим, наоборот, необходимо постоянное общение, для того чтобы стресс не стал для них хроническим заболеванием. Каждому, кто попал в стрессовую ситуацию, по возможности необходимо обратиться к организационному психологу или психологу на стороне для того, чтобы быстрее выйти из стрессовой ситуации без особых осложнений. Ведь если «не лечить» стресс, то он может перерасти в различного рода заболевания, и тогда времени на восстановление потребуется намного больше. Психолог поможет и обучит технике релаксации, при которой человек сможет на время отвлечься от всех проблем.
Существуют еще и организационно-психологические меры, направленные на профилактику профессионального стресса. Так, например:
1. В понедельник целесообразно ограничить объем служебных мероприятий (собраний, совещаний).
2. С целью необходимости упорядочения времени проведения производственных совещаний, технических советов целесообразно проведение их на всех уровнях управления во второй половине рабочего дня в понедельник и пятницу. При длительности совещания более 1,5 часа необходимо назначение 10-15-минутных перерывов через 1,5 часа работы.
3. Для предотвращения эмоционального перенапряжения необходимо составлять четкие временные планы-графики производственных совещаний с указанием их содержания. Также необходимо избегать планирования излишне длительных совещаний.
4. Для создания благоприятного психологического климата необходимо привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры или технологического процесса в производственных коллективах. Подобное участие помогает персоналу принять перемены и дает ему возможность высказать свое мнение и "озвучить" претензии.
5. Необходимо предоставлять сотрудникам самим организовывать свою работу. Понимание того, что у работающих есть определенное право самим решать, что и как делать на работе, значительно уменьшает негативные последствия стрессов.
6. Нужно обеспечить четкое определение должностных обязанностей работников. С целью снижения возможности возникновения стресса, связанного с ролевой неопределенностью, надо четко определить должностные обязанности работников и сферу их ответственности.
Другое на сайте:
Психолого-педагогические особенности влияния
родительских отношений на психическое развития детей дошкольного возраста
Проблемами семейного воспитания занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, А.Я. Варга, В.К. Котырло, А.С. Спиваковская, В.Я. Титаренко и др.
Внутренняя ...
Понятие здоровья и его критерии
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, ...
Познавательные процессы для человека. Интеллект
Сейчас существует несколько концепций в измерении интеллекта. Ода из концепций утверждает в качестве исследуемого количество приобретенных знаний. Другая измеряет скорость мыслительной работы. Исследования показывают правоту последней кон ...