Влияние хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни. Даже ограниченный физически и духовно маленький ребёнок имеет возможность проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении, на участке, с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы и пр. [13, 46].
Хозяйственно-бытовой труд имеет известную цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, воспитателю, няне, маме) способствуют формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем коллективистических начал личности дошкольника.
Но не только в этом влияние хозяйственно-бытового труда. Он создаёт большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например, участие в наведении порядка в групповой комнате), предварительного его планирования, умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремления сделать свою работу хорошо и своевременно. Это, в свою очередь, создаёт благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда. В процессе хозяйственно-бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.
Необходимость в данном труде в детском саду и дома возникает постоянно, он сопровождает любую деятельность детей. Например, в течение нескольких дней дети обыгрывают постройку, сделанную из крупного строительного материала. Появляется потребность в том, чтобы стереть с неё пыль. Или ребёнок хочет рисовать; он, выбирая карандаш, обнаруживает поломанные, начинает их подтачивать. После этого ребёнок должен собрать сор, отнести его в определённое место. В быту постоянно возникает необходимость потрудиться: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, подобрать или вытереть. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей готовности к труду, привычки к трудовому усилию.
Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что результаты его иногда незаметны, как в других видах труда. Он наглядно ощутим лишь непродолжительное время: протёрли пыль, завтра она вновь появилась; накрыли стол к обеду, пообедали, всё убрали. И ничто не напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до конца. Вместе с тем повторение изо дня в день одних и тех же дел снижает к ним интерес. Дети нередко отказываются дежурить, выполнять поручения или работать без особой тщательности [3, 67].
В быту постоянно возникает необходимость потрудиться: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть или подобрать. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей к готовности к труду, привычки к трудовому усилию.
По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сфере хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, включения различных трудовых процессов.
Делая вывод, можно отметить, что участвуя в хозяйственно – бытовом труде, старшие дошкольники ощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует от ребят большого терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля. Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей по наведению и поддержания порядка в детском саду. Убирая за собой игрушки; стирая тряпочки после рисования красками, промывая комнатные растения, и дети убеждаются в необходимости этого труда.
Задача педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно – эмоциональное отношение к хозяйственно – бытовому труду. Для этого тогда надо создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование терпение к грязи, неряшливости, эмоционально – эстетическую чуткость к окружающей обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в хозяйственно – бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен всем. Включаясь в выполнение хозяйственно – бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни при обучении в школе.
Другое на сайте:
Влияние особенностей личности руководителя на психологический климат
коллектива
Состояние СПК является показателем управляемости процессами в коллективах. Это во многом зависит от активности руководителя, его творческого участия в делах коллектива. Е.С.Кузьмин и А.Л.Свенцицкий предложили следующие характеристики руко ...
Н.С. Лейтес о детской одаренности
В рабочей «концепции одаренности» приводится следующее определение этого понятия. «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (в том числе и ини ...
Коррекция взаимоотношений родителей с детьми инфантильного
социально-психологического типа
1. Отношение родителей к деятельности ребенка:
а) набраться терпения в ожидании того, что ребенок сам
будет выбирать тип занятия. Играя с ним, выполнять роль ведомого, побуждая ребенка к активным действиям по определению правил, условий ...