Темперамент и его место в структуре индивидуальности
В структуре индивидуальности темперамент относится к уровню личностных подструктур.
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится прежде всего темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Несмотря на то, что предпринимались неоднократные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент- это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.
Спецификой подхода к изучению темперамента В.С. Мерлина явилось изучение частных проявлений темперамента ─ темпераментных свойств.
Свойства темперамента, по Мерлину, представляют собой определенную динамическую систему, определяющую психическую деятельность. Основные существенные свойства любой динамической системы- скорость изменения, сила и направление действующих сил – в своей совокупности определяются затраченной энергией. Поэтому свойства темперамента Мерлин определял как энергетическую характеристику психических свойств.
Отличительным признаком свойств темперамента автор считал то, что они образуют специфическое соотношение, характеризующее тип темперамента. Поэтому в исследованиях темперамента нельзя изучать отдельные его свойства, не соотнося их с определенными типами.
Будучи относительно независимыми, от внешних прижизненных условий, свойства темперамента материально детерминированы. В этой детерминации большую роль играют наследственность и условия эмбрионального развития. Благодаря лишь своей относительной независимости свойства темперамента и, в особенности, их проявления не предопределены наследственностью. Свойства темперамента в известных пределах изменяются в процессе развития, а их проявления тормозятся и подавляются в зависимости от мотивов и отношений личности, затронутых в данной деятельности.
Мерлин полагал, что свойства темперамента обусловлены свойствами организма в целом и наиболее непосредственно свойствами нервной системы. Но психическая деятельность представляет собой более гибкую форму активного приспособления к среде, чем физиологическая. Психическая деятельность более дифференцированно изменяется в зависимости от изменения внешних условий. Любая система психических свойств более открыта, чем система свойств организма или нервной системы. Отсюда вытекает, что более консервативное и устойчивое свойство организма или нервной системы не может однозначно определять более гибкое и изменчивое психическое свойство.
От одного итого же свойства организма или нервной системы зависят различные психические свойства, и, наоборот, одно и тоже психическое свойство зависит не от одного, а от нескольких различных физиологических свойств.
Иначе говоря, зависимость психических свойств от физиологических многозначна. Степень многозначности связи для разных категорий психических свойств различна. Чем больше система психических свойств является открытой, то есть чем больше свойства зависят от содержания деятельности и ситуации, тем более консервативных и устойчивых физиологических свойств. Свойства темперамента более однозначно зависят от физиологических свойств, чем все другие психические свойства.[17, c 325-337]
Другое на сайте:
Что такое коллектив
Коллектив-это группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе деятельности совместной высокого уровня развития (развитие групповое: уровень). В коллективе формируется особый тип отношений межличностных, для коих х ...
Особенности трёхлетнего возраста
Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до семи лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многократные изменения, в связи с чем возникла необходимость выделить определенные этапы и их з ...
«Методы интеллектуального развития»
Цель исследований одаренности П.В. Тюленева: «…помочь родителям сделать своих детей одаренными, сохранить эту одаренность и превратить её в настоящий талант!» Природа одаренности детей окутана тайнами и противоречиями. Но от решения этого ...