Психосемантическое исследование представлений о личности профессионального психолога и его клиента
Характер профессионального общения психолога с клиентом во многом определяется представлениями о социальных ролях партнеров по взаимодействию, сформированными еще до начала непосредственного контакта. Данное исследование посвящено изучению семантических представлений образов личности психолога и его клиента, основанных на типажах-стереотипах этих социальных ролей.
Для построения семантических пространств образов личности был использован метод частного семантического дифференциала. Оценка личностных особенностей проводилась по 25 биполярным шкалам, каждая из которых была задана парой прилагательгных-антонимов. Использованные пары были получены А.Г. Шмелевым, В.И. Похилько, А.Ю. Козловской-Тельновой в ходе построения тезауруса личностных черт на основе обыденной лексики, являются наиболее частотными и составляют 6,1% общего словаря антонимов, описывающих личность.
В исследовании приняли участие две группы испытуемых, выделенные по критерию наличия психологического образования. Респонденты, получившие высшее или неоконченное высшее психологическое образование, для краткости изложения названы «психологами», а испытуемые без психологического образования – «не психологами».
Объектами оценки выступали образы идеального профессионального психолога; профессионального психолога в действительности; клиента профессионального психолога.
Для всех полученных факторных пространств характерно присутствие тех или иных модификаций трех шкал общего семантического дифференциала, выделенных Ч. Осгудом («Оценка», «Сила» и «Активность»). Эту триаду мы использовали как пункты для сравнения факторных пространств.
Первые факторы всех семантических пространств являются различными модификациями фактора «Оценка». В представлениях людей, не имеющих психологического образования, фигурирует в основном генерализованная оценка личности («приятный – неприятный», «хороший – плохой»), тогда как «оценочные» представления психологов более дифференцированы:
оценивается отношение человека к другим, к своему труду, потенциал человека при решении им жизненных задач.
Оценка с точки зрения социальной желательности определенных качеств содержится и в некоторых других факторах, причем психологами оцениваются скорее те качества, которым соответствуют принятые в обществе формы поведения (например, соответствие моральным нормам, чувство такта, ответственность), а «не психологами» выделены черты, которые характеризуют скорее личность, а не поведение (доброта, сила воли, серьезность и др.). При оценке клиента «не психологами» выделен фактор «Интеллигентность» как свойство, характеризующее личностные особенности человека. Психологи в схожий по составу фактор «Воспитанность» вкладывают представление о конкретных формах поведения.
Фактор «Сила» выделяется менее четко, чем «Оценка». Факторы, занимающие второе место по доле общей дисперсии, практически во всех пространствах являются модификациями данного фактора общего СД. В семантических представлениях психологов выделяются образы «силы личности», «силы духа», тогда как для «не психологов» более важной оказывается «надежность» специалиста, возможность ему довериться. При оценке клиента у психологов выделен фактор, отражающий готовность к искреннему общению, не имеющий аналогов в семантических представлениях «не психологов».
Соответствие выделенных конструктов фактору «Активность» не столь однозначно, как для двух предыдущих факторов общего СД. Отчасти это обусловлено тем, что активность в выделенных пространствах не имеет однозначной оценки с точки зрения социальной желательности. В пространстве представлений психологов об идеальном психологе активность выступает как показатель открытости, прямоты, общительности, с одной стороны, и экспансивности, жесткости, напористости, с другой. Эту тенденцию можно проследить на примере шкал «эмоциональный – спокойный» и «спокойный – тревожный». В факторных пространствах, описывающих представления о профессиональном психологе в действительности, психологи ставят полюса «эмоциональный» и «тревожный» в один ряд с прилагательными «подлый», «злой», «бестактный»; «не психологи» относят эмоциональность к показателям открытости вместе с качествами «оптимист», «волевой», «честный» и др.
Другое на сайте:
Психогенетические методы
Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств (1, 10, 11,12).
Генеалогический метод - метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальт ...
Н.С. Лейтес о детской одаренности
В рабочей «концепции одаренности» приводится следующее определение этого понятия. «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (в том числе и ини ...
Архетип посвящения
В психологическом смысле образ героя не следует рассматривать как идентичный самому эго. Лучше всего его представить как символическое средство, с помощью которого эго отделяет себя от архетипов, внесенных родительскими образами из раннег ...