Методы исследования умственного развития младших школьников
Процессы мышления непосредственно связаны с речью. С. Л. Рубинштейн считает, что психологическая диагностика речи предполагает выявление следующих показателей ее развития: словарный запас, грамматический строй, полнота и адекватность значений употребляемых слов, потребность в речи как в средстве общения и орудии мысли. Для диагностики развития речи можно использовать тесты словесной серии А. Декедра. Один из них «Называние противоположных по значению слов». (Приложение 5) Ребенку предлагается закончить предложения, произносимые вслух экспериментатором. Все испытуемые с легкостью справились с заданием. Настя лишь неправильно продолжила первую фразу, Павел к последней фразе подобрал диалектное слово, Саша без ошибок справился с заданием. У всех детей были ошибки в правописании. Можно сделать вывод, что у испытуемых хорошо развит словарный запас. (Приложение 6)
Великий Эйнштейн утверждал, что « фантазия важнее знания». Способность к воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ. Практик доказывает, что приемы диагностики развития воображения детей одновременно выступают и материалом для его развития. О. М. Дьяченко предлагает для диагностики воображения методику «Незаконченная фигура».( Приложение 7) Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками. У каждого ребенка набор фигурок одинаковый. Дети должны за 5-10 минут пририсовать к фигуркам все, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Дети рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время. Когда ребенок сдает листочек, экспериментатор обязательно спрашивает, как можно назвать каждый рисунок и подписывает их. Выполнение заданий я оценивала в балах: 1 балл – стереотипные примитивные рисунки, трудность вербализации при назывании картинок; 2 балла – простые, стандартные рисунки с повторами, затруднения при подборе названий к некоторым рисункам; 3 балла – сложные, оригинальные рисунки, хорошая вербализация.
Лучше всех с заданием справился Саша (3 балла). (Приложение 8) Его рисунки отличались оригинальностью и были с легкостью названы. Немного хуже были рисунки Насти (2 балла), т. к. не наблюдалась сложность и оригинальность. (Приложение 9) Павел (1 балл) изобразил простые рисунки, некоторую сложность вызвало название рисунков. (Приложение 10)
Проанализировал результаты всех исследований можно сделать вывод об умственном развитии учащихся в целом. У Саши наблюдаются наилучшие результаты, это связано с разницей в возрасте. У него хорошо развиты все психические процессы, это дает право говорить о высоких результатах в учебе. У Насти хорошо развита память и воображение, эти процессы дают предпосылки к творческому мышлению. Ей с легкостью дается материал, предназначенный для заучивания. Павел относится к среднему ученику, у него средние результаты. Затруднения вызывает воображение и память.
Другое на сайте:
Психологические характеристики мышления
В психологии существует несколько подходов к классификации видов мышления. Рассмотрим их подробнее.
Так, по типу решаемых задач выделяют:
ü теоретическое (познание законов, правил) и практическое (подготовка физического преобразова ...
Вредные привычки
Любознательность является одной из замечательных черт характера человека. Она, как правило, проявляется в раннем возрасте и предопределяет развитие познавательных наклонностей.
Молодые люди, чаще подростки, пробуют употреблять наркотики ...
Требования
к выполняемой работе
В настоящее время в России формируется система сертификации персонала, имеющая целью подтверждение уровня квалификации специалиста независимым органом. Актуальность и целесообразность этого мероприятия обусловлена естественным процессом р ...