Конфликты в юридической практике и стили их решения
Конфликты возникают в любой сфере человеческой деятельности. Разумеется, юридическая практика не свободна от конфликтных ситуаций в коллективе (группе) - между руководителем и подчиненными, между членами группы. Изучение конфликтов и путей их решения относится к сфере науки конфликтологии.
Зарождение конфликтологии приходится на ранние этапы развития языка и связано с представлением о конфликте как противоборстве, противостоянии между людьми ("мы" - "они"). Уже тогда высказывались различные суждения о причинах конфликтов и возможностей их преодоления, осуждались беспорядок, хаос, войны, вражда.
Проблемой поведения человека в конфликтной ситуации занимались ученые всех столетий.
Те из них (В. Паретто, Г. Моска, Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бентли), которые заострили внимание на необходимости научного изучения конфликтов и недоразумений в обществе, считали конфликт нормальным социальным явлением, поскольку человеческой природе и общественным отношениям свойственны биологические, психологические, социальные и другие факторы, порождающие разнообразные конфликтные ситуации.
Разумеется, конфликт нельзя сводить только к фактору разрушения. Его функции могут быть и позитивными: создание социально-правовых групп; возникновение способов регулирования конфликтных отношений (норм, институтов, организаций); привнесение в общество здорового духа соперничества и конкуренции; конфликт как источник изменений и преобразований; конфликт как способ проявления противоположных взглядов и подходов; конфликт как школа формирования консенсуса и компромисса. Благодаря конфликту четче распознаются фигуры тех или иных должностных лиц, руководителей. Необходимо сознательное отношение к конфликту, изучение закономерностей его развития и решения, превращения их из стихийных процессов протекания в координируемый, контролируемый процесс.
Учеными дано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения человека в конфликтных ситуациях, выбора средств решения конфликтов, а также управления ими. Разработаны модели поведения человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам.
В литературе имеется ряд определений термина "конфликт":
психологическое противоборство сторон;
противоречие между людьми вследствие решения каких-то проблем;
столкновение противоположных интересов и целей;
противоречие, связанное с эмоциональными переживаниями и др.
Каждое из этих определений имеет в своем основании понятие "столкновение", которое детализируется в зависимости от содержания процесса столкновения.
Конфликт в юридической практике - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом целей, интересов и способов их достижения, препятствующее их практическому осуществлению и связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Конфликты можно классифицировать на различные виды по определенным критериям.
Конфликты по количественному охвату участников:
внутриличностный конфликт - между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя;
межличностный конфликт - между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками;
межгрупповой конфликт - между различными группировками: организациями или группами одного либо неодинакового статуса.
Группа - это объединение людей по одному или нескольким признакам, носитель коллективного сознания, созданного ее ценностями и нормами.
Различают такие виды конфликтов в группе (коллективе):
по горизонтали - между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу;
по вертикали - между людьми находящимися в подчинении друг другу;
смешанные - между сторонами по горизонтали и по вертикали.
Другое на сайте:
Высокий уровень развития логического мышления
Повышенный интерес к дивергентным задачам.
Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач, имеющих не один, а множество правильных ответов. Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают з ...
Признаки и виды одаренности
Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в е ...
Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте сохраняется высокая интенсивность психического развития. Происходят прогрессивные изменения в широком диапазоне психических характеристик – от психофизиологических функций до личностных черт.
В этот период у ...
