Основные приемы юмора как психологической защиты и их использование
Среди трудных жизненных обстоятельств следует выделить чрезвычайные ситуации, когда самообладание и чувство юмора особенно важны. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию или становятся заложниками. Безусловно, социально-педагогическое сопровождение развития в личности умения преодолевать трудности, принимать решения играет особую роль в целостном процессе становления представителей новых поколений.
Психологические феномены, возникающие в условиях воздействия экстремальных факторов, описаны в специальной литературе как посттравматический стрессовый синдром (расстройство). Возникающие как следствие аффекты могут достигать высокой степени интенсивности, что оказывает дезорганизующее влияние на интеллектуально-мне-стическую деятельность человека, затрудняя процесс адаптации к происходящим событиям. Интенсивные эмоциональные переживания, такие как страх и отчаяние — могут осложнять адекватное восприятие действительности, правильную оценку ситуации, мешая принятию конструктивных решений и поиску путей выхода из стресса.
Напротив, смех, улыбка и шутка благотворно действуют на нервную систему, тонизируют жизнедеятельность взрослых и детей, снижают кровяное давление, способствуют глубокому дыханию, удаляют из организма стрессовые гормоны, укрепляя иммунную систему. Смеющийся человек менее восприимчив к боли. Доказано, что одна минута смеха снимает психическое напряжение так же эффективно, как сорок пять минут физических упражнений.
Улыбка облегчает установление контакта и укрепляет социальные связи. Улыбка одного человека вызывает улыбку на лице другого, нередко освобождая нас от негативной стимуляции. Уточнение роли юмора и его социально-педагогических возможностей при преодолении человеком трудной жизненной ситуации осуществимо в контексте анализа его психолого-педагогической составляющей [16, с. 91].
При рассмотрении возможностей юмора в профессиональной деятельности (имеется в виду педагогическое взаимодействие) и его влияния на преодоление кризиса личностью отмечается необходимость создания с его помощью доброй атмосферы в коллективе и соблюдения ряда требований использования данного средства:
· не подвергать осмеянию человека как личности, особенно в процессе самоанализа;
· не стоит смеяться над тем, что человек не в состоянии изменить;
· не надо первым смеяться над своей шуткой;
· позволяя себе шутить над другими, надо быть готовым к шуткам в свой адрес;
· звучащие шутки и смех из ваших уст — свидетельство культуры и образованности человека или их отсутствия;
· желательно избегать повторений при использовании шуток [17, с. 69].
Исследователи выделяют аспекты наиболее существенного воздействия стресса на личность, ее поведение в целом, здоровье, когнитивные и физиологические возможности человека, что позволяет наметить пути использования различных приемов юмора для снижения негативного влияния стрессов.
Одним из первых классифицировал приемы юмора Цицерон, выделив следующие:
· смешное, проистекающее из самого содержания предмета;
· смешное, зависящее от формы слов и словосочетаний.
Современная их классификация предложена А.Н. Луком (1997):
· ирония характеризует расхождение намерения и результата. Чем глубже скрыт истинный смысл иронии, тем она язвительнее. Всегда противопоставляя скрытое и видимое, иронизирующий человек намеренно говорит не то, что думает. Тем не менее его действительные мысли очевидны при ироническом высказывании. Именно поэтому думающий творческий собеседник поймет, о чем идет речь. Особенно ценна самоирония как способность пошутить над самим собой, признаться в собственной ошибке или оплошности;
· пародия — творение автора, подражающее какому-либо устному или письменному произведению, литературному или научному направлению с целью их развенчания или осмеяния;
· двойное истолкование — предполагает использование полисемии как способности слова иметь несколько значений;
Другое на сайте:
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда развития
личяности
Семья
- основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью
В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание
рассматри ...
Виды памяти и их особенности
В зависимости от способа хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Мгновенная(иконическая) память
представляет собой непосредственное отражение образа информации, восприн ...
Условия психического развития личности. Взаимосвязь обучения, воспитания и
развития
Развитие личности – сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей ...