Этические проблемы, возникающие в процессе тренинга
Примером может служить ситуация, которую наблюдал автор в ходе тренинга, посвященного повышению профессионального уровня тренеров. Обсуждая вопросы, связанные с методами проведения обучающей беседы (которая призвана помочь участникам тренинга извлечь опыт из игр и упражнений в ходе анализа чувств и действий группы), группа тренеров продемонстрировала в какой степени западные методы включены в работу российских специалистов.
Тренеры были ранее обучены и активно применяли на практике проведение обучающей беседы по циклической модели обучения Д. Колба, подразумевающую четыре фазы процесса освоения нового опыта:
1 получение конкретного опыта,
2 рефлексивное наблюдение,
3 абстрактная концептуализация,
4 активное экспериментирование.
Этому методу тренеры обучились ранее в США, и имели не только представление о стадиях, но и (как это свойственно американской традиции) подробное описание действий, которые должен предпринять тренер для того, чтобы провести группу по всем стадиям освоения опыта. Разработанность метода была настолько доскональная, что каждое упражнение сопровождалось перечнем возможных вопросов, которые может использовать тренер в ходе обучающей беседы.
Конечно, российские тренеры стремились использовать модель творчески, вырабатывая свой индивидуальный стиль ведения. Но в ходе тренинга тренеров проявилась следующая особенность. Когда автор данной работы задал группе вопрос о том, является ли на их взгляд модель Колба самой эффективной моделью для построения обучающей беседы, группа сначала перечислив другие методы, такие как мозговой штурм или анализ видеозаписи, пришла в замешательство, относительно вопроса эффективности каждого из этих методов для работы с группой.
В дальнейшем автор спросил группу, используют ли они в своей работе другие методы помощи участникам тренинга в освоении нового опыта. Оказалось, что имея хорошо разработанный инструмент, тренеры не особенно и стремились к осмыслению его эффективности и разработке новых методов для обогащения своего арсенала.
Конечно, описанная ситуация, характеризует указанных тренеров, как обладающих не самым высоким уровнем профессионализма. Но на практике все они проводили не один тренинг для разных групп клиентов, и их услуги пользовались спросом. Что наглядно демонстрирует актуальность проблемы применяемых в России методов социально-психологического тренинга.
Еще одна группа проблем, связанных с логикой построения занятий и тренингового цикла, а также содержанием заданий и упражнений.
Построение программы СПТ обычно ведется в двух плоскостях: процессной и содержательной.
Процессная сторона западных моделей СПТ чаще всего построена в соответствии с фазами групповой динамики. (см. п. 1.5.1.1.). Тренер планирует свои действия и прогнозирует действия и достояния группы так, чтобы группа прошла все фазы групповой динамики и вышла к позитивной терминации процесса развития. Для достижения этого результата тренер может использовать широкий арсенал методик: специальный подбор последовательности упражнений, глубина и направленность обучающих бесед, создание эмоциональной и ролевой напряженности, методы расслабления и сплочения группы и прочее.
В содержательной плоскости западные модели СПТ, в большинстве строятся по принципу формирования "универсального алгоритма" , о котором подробнее пойдет речь в пункте 3.2. Согласно М. Форвергу и Т. Альбергу (по [115] с коррективами автора данной работы) программа СПТ должна включать в себя следующие действия:
Другое на сайте:
Основные подходы к обучению одаренных детей
Стремление учесть разнообразные запросы одаренных детей, с одной стороны, и разные задачи обучения с другой, привело к созданию различных программ, которые применяются в школе и за ее пределами (в зимних и летних лагерях, в домах творчест ...
Особенности психосоциального развития
Стремление к самоактуализации
- это стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, "опредмечивать" себя, свои способности, свою сущность. У одаренных дошкольников доминирующим мотивом поведения является радость от испол ...
Гендерные образы в рекламе
Жизнь современного человека немыслима без рекламного фона, который является все более очевидным, более активным и действующим. Реклама, проникшая и проникающая во все сферы общества, активно воздействует на его социальные институты и оказ ...