Классификация эффектов
· развитие рефлексии;
· развитие умений дифференцировать и выражать свои чувства, осознание необходимости и трудности ясно и четко выражать себя;
· осознание того, что открытие себя возможно лишь в контакте с другими людьми и т.д.
2. Эффекты, относящиеся к диагностике партнеров по общению:
· расширение конкретных сведений о людях (в первую очередь об их внутреннем мире, образующих некий "эмпирический фонд").
· эффекты, заключающиеся в проверке участниками группы своих обобщенных "паттернов" (установок, образов), касающихся других людей.
· общие диагностические установки и умения, направленные на другого:
- стремление понять позицию партнера;
- большая обостренность к миру его чувств и его невербальным проявлениям;
- установка на всесторонность восприятия, оценки партнера;
- развитие умения слушать собеседника.
3. Сопутствующие эффекты СПТ:
· развитие установки на социально-психологическую активность и связанных с ней характеристик;
· осознание общения как самостоятельной ценности;
· развитие гуманистической установки на партнера по общению;
· эффекты психотерапевтического типа:
- повышение уверенности в себе;
- осознание участниками того факта, что беспокоящие их проблемы не являются чем-то уникальным, что они присущи другим людям, а это рождает чувство облегчения;
- групповая поддержка, повышение самооценки;
- активизация чувства нужности другим людям;
- снижение внутренней напряженности;
- облегчение после обсуждения проблем конкретного участника;
С.А. Беличева [115] называет пять основных ожидаемых эффектов СПТ:
1 приобретение психологических знаний – взглядов различных психологических школ на личность и процесс взаимодействия людей, движущие силы этого взаимодействия и приемы эффективного общения,
2 приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения – в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при слушании и т.п. – то есть тактик общения,
3 коррекция (развитие, формирование) коммуникативных установок, таких как: партнерство – позиция силы, искренность – манипуляция, вовлеченность – избегание общения, настойчивость – соглашательство, то есть стратегий общения,
4 адекватное восприятие себя, других, ситуаций общения,
5 развитие, коррекция личности, ее глубинных образований, решение личностных, экзистенциальных проблем.
С. Ледер [65] выделяет такие эффекты как:
1 получение большего объема знаний о себе и своих отношениях с окружающими,
2 приобретение новых социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия,
3 коррекция неадаптивных форм поведения,
4 разрешение трудностей и проблем, нарушающих функционирование и обедняющих личность,
5 ощущение счастья и удовлетворения от творческой жизни,
6 способность принимать самостоятельные решения и совершать выбор с целью эффективного самоконтроля и управления своим поведением.
Суммируя данные об эффектах СПТ, К. Роджерс [154] выделяет изменения, происходящие в трех сферах: в индивидах, в отношениях, в организациях. Что касается изменения индивидов, то они происходят, прежде всего, в представлении о самом себе. В свою очередь, это является предпосылкой большей реализации потенциальных возможностей человека - приводит к выработке нового стиля жизни - интеллектуального, философского, профессионального. Отмечается весьма индивидуализированный характер воздействия группы на участников: одних группа не затронула, у других эффект проявился позже, у третьих он оказался временным, положительным либо отрицательным и т. д.
Описывая изменения во взаимоотношениях, Роджерс ссылается на наблюдения людей, для которых опыт "группы" привел к удивительному изменению глубины контактов, например с супругами, детьми, у учительницы - с учениками. Правда, в заключение отмечает Роджерс, все это случается не с каждой семьей и не с каждой учительницей, принявшей участие в группе.
Относительно изменений в организации суждения автора более осторожны. Он ссылается на отдельные примеры, когда "межличностная коммуникация становилась ядром и сердцевиной деловых отношений". Однако, в то же время, подчеркивает факт сложного, неоднозначного воздействия опыта групп на жизнь организации, социального института.
Другое на сайте:
Психологические теории структуры личности
Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе 3. Фрейда в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра ...
Пути преодоления стресса
Методы преодоления стресса условно разделяются на прямые, проблемно-ориентированные (изменение стрессора), эмоционально-ориентированные (изменение отношения) и комплексные.
Проблемно-ориентированные методы преодоления стресса эффективны ...
Юридическая и судебная психология
Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая ...