Спор, его цели и подходы
Андреев В. И. в своей книге: «Конфликтология» выделяет семь вариантов протекания дискуссии-спора.
1. Эвристический подход к ведению спора, когда одна из сторон, не настаивая на своем подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняет к своей точке зрения другого или других собеседников, участников спора.
2. Логический подход к ведению спора, для которого характерны жесткий логический анализ и аргументация. Следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии приходят к некоторому окончательному выводу.
3. Софический подход к ведению спора, при котором одна из сторон стремится победить своего оппонента любым, даже логически неправильным путем, используя так называемые софизмы.
4. Авторитарный подход к ведению спора, когда одна из сторон, опираясь на авторитеты либо используя свой авторитет, а нередко и власть, навязывает свою точку зрения другим.
5. Критикующий подход к ведению спора, когда одна из сторон всецело акцентирует внимание лишь на недостатках, слабых местах в позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть позитивные элементы в противоположной точке зрения и не может предложить свое решение.
6. Демагогический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна из сторон ведет спор не ради истины, а для того чтобы увести дискуссию в сторону от истины, преследуя при этом свои личные цели.
7. Прагматический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна или каждая из сторон ведет спор не только ради истины, но ради своих практических целей, которые скрыты от собеседников.
Цели ведения спора могут быть разделены на две группы: конструктивные и деструктивные.
Перечислим наиболее характерные конструктивные цели ведения дискуссии, спора:
1 обсудить все возможные варианты решения проблемы;
2 выработать коллективное мнение, коллективную позицию по какому-либо вопросу;
3 привлечь к проблеме внимание заинтересованных и компетентных лиц;
4 опровергнуть ненаучный, некомпетентный подход к решению проблемы, разоблачить ложные слухи;
5 привлечь на свою сторону как можно больше лиц, готовых к сотрудничеству;
6 оценить возможных единомышленников и противников.
Деструктивные цели, которые могут быть целями отдельных групп и участников спора:
1 расколоть участников спора на две непримиримые группы;
2 завести решение проблемы в тупик;
3 опорочить идею и ее авторов;
4 превратить дискуссию в схоластический спор;
5 повести спор по ложному пути, используя заведомо ложную информацию;
6 разгромить инакомыслящих, дискредитировать оппозицию.
Естественно, что существует гораздо большее количество и конструктивных, и деструктивных целей. Кроме того, в чистом виде они, как правило, не проявляются в рамках одного спора, а могут реализоваться в самых разных сочетаниях.
Другое на сайте:
Эмоции и эмоциональные состояния
Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, привязанность, совесть — все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ибо, для того чтобы ценить что- ...
Общая характеристика темперамента и характера
Доказано, - что на земле нет двух людей с одинаковыми узорами пальцев рук, что на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев, Точно также в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человеке, ...
Личность, ее виды и структура
С позиции юридической деонтологии исходным началом в постижении структуры психики человека является уяснение общей характеристики личности.
Личность - социально-психологический облик человека, проявляющийся в устойчивом сочетании его инд ...