Психические регуляторы труда
А. Маслоу Рис.1.
Формы отображения структуры личности в психологии
В середине XX в. стали, по 3. Фрейду и Э. Берну, сущность психики обозначать также тремя сравнительно независимыми сферами (эго-состояниями), но уже двух параллельных субстанций ("дитя -взрослый - родитель" субъекта и "дитя - взрослый - родитель" партнера межличностных взаимодействий) с многообразием отношений между ними — эмоциональных и логических трансакций, сценарных посланий и др. В обоих случаях разные психические реальности отображаются учеными посредством круга — замкнутой геометрической фигурой.
А. Маслоу психологию и развитие человека представил в образе многоэтажной пирамиды-треугольника (рис.1). В его основе — "базовые физиологические потребности", присущие всем людям (а вернее, всему живому). На "базе" биологии непосредственно строятся ступени социализации человека — безопасность и уверенность; любовь и принадлежность; самоуважение и уважение других. Но вершины пирамиды достигают, увы, немногие, согласно мнению автора — лишь около 1% людей.
На уровне парадигм можно видеть некоторый прогресс — пятая (три'плюс две!) ступень, "самоактуализация" явно возвышается над "Супер-эго", она иная по своей природе. Но если автором теории ясно представлена ее локализация — "вершина", то ее детерминанты не столь очевидны, они "размыты", хотя форма треугольника и предполагает возможность взаимоперехода субстанций внутри фигуры. Объяснение феномена "самоактуализации" требует введения новых постулатов или серьезной "коррекции" прежней научной парадигмы.
В 1980-1990-х гг. образ человека (личности у В. А. Петровского) представляется как четыре взаимосвязанные инстанции. Согласно "пентабазису" В. А. Ганзена человек есть интеграция целого, определяемого четырьмя взаимосвязанными, но достаточно автономными частями: человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность (рис.2). Сложная фигура-образ допускает многовариативность развития каждой из ее частей.
Рис.2. Многоструктурное описание человека (Ганзен В. А., 1980)
В конце 1990-х гг. Д. А. Леонтьев сохраняя приверженность "ступеням", отказывается от "сфер", "прямоугольников", "квадратов" и иных замкнутых геометрических фигур. Есть все основания говорить о последовательном продвижении вперед от доминирующих прежде парадигм.
Следовательно, образ — не только и не столько всего лишь иллюстрация, отображение каких-либо материальных объектов или их функциональных отношений, не только специфическая форма передачи информации. Это еще и ненавязчивый способ передачи философии, идеологии, способа видения мира одним человеком другому. Другими словами, образ — это мощный психический регулятор деятельности человека, даже если образ в целом и не фиксируется его сознанием, даже если создатели образа на этом намеренно не фиксируют сознание человека и его произвольное внимание (психология рекламы, деятельность имиджмейкеров, выборные кампании и пр.). И здесь психология труда естественно соприкасается еще с одной молодой и смежной научной дисциплиной — "психологией влияния" (Т. С. Кабаченко).
Выше мы рассматривали "образы объекта" как психические регуляторы. Проблема "образа субъекта" будет рассматриваться в 11-13-й главах настоящего пособия.
Центральная проблема областей знания, ориентированных на изучение особенностей организации труда и становления профессионала, заключается в установлении наилучшего взаимного соответствия, взаимной сообразности человека как субъекта труда, с одной стороны, и объективных требований социально фиксированного трудового поста — с другой
"Золотое правило" психологии труда состоит в требовании комплексного воздействия на эргатическую систему "человек - предмет труда - средства труда - среда", в возможности успешно решать задачи повышения эффективности деятельности лишь при условии обеспечения взаимного соответствия особенностей субъекта и трудового поста
Вторым важным условием "установления наилучшего взаимного соответствия . человека как субъекта труда . и объективных требований социально фиксированного трудового поста" является развитие человека как личности, как индивидуальности, формирования его индивидуального стиля деятельности, стиля жизнедеятельности
Другое на сайте:
Курение
Массовое распространение сделало эту проблему международной. Многие и не знают о том, что курение, которое начинается с баловства, превращается в коварное пристрастие, губительное для здоровья.
О вреде курения люди знают очень давно. Сег ...
Общие формы организации учебной деятельности
Форма педагогическая
- устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обре ...
Предыстория современной российской психологии
Сейчас российская психология вступила в фазу своего расцвета, но этому предшествовали тяжелейшие годы забвения и политического давления. Психология нынче - наука модная и, что более важно, полезная. Впрочем, два этих свойства взаимосвязан ...