Изучение эмпатии в социальной психологии
В социальной психологии эмпатия исследуется как свойство личности, облегчающей ее взаимодействие с другими людьми, это понятие раскрывается как способ принятия человеком определенной роли.
С помощью понятия «эмпатия» мы можем изучать взаимоотношения между супругами, их ролевые ожидания. Эмпатия – необходимое свойство для продавца, которому необходимо чутко понимать нужды покупателей. Лидер в любой группе необходимо уметь устанавливать эмпатийные отношения между ее членами.
Развитие эмпатии у людей будет способствовать налаживанию деловых и личных контактов, повышению взаимопонимания между представителями разных национальностей и культур.
Импульсом для развития представлений об эмпатии послужило зарождение нового направления в психологии – гуманистического. Благодаря гуманистической психологии и основателю этого направления, К. Рождерсу, понятие эмпатии стали обсуждать как в контексте психотерапии, так и в реальной человеческой жизни.
К. Рождерс пишет об эмпатии: «Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». … Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам <…>. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят». [14, 236]
К. Рождерсом и его последователями были проведены обширные исследования, выборка состояла из 600 учителей и 10 000 учеников. Исследования показали, какую весомую роль эмпатии в процессах обучения и воспитания. Ученый говорил об эмпатии как о важнейшем свойстве фасилитаторов. Так, фасилитатором, по его мнению, может быть не только психотерапевт; родителя, учителя, супруги также непременно должны содействовать процессу личностного роста, помогать учиться и налаживать контакты. Так у учеников учителей-фасилитаторов наблюдалась: лучшая посещаемость, меньшая вербальная агрессивность, более развитая «Я-концепция», хорошая успеваемость, более высокий IQ, рост творческих способностей.
К. Рождерс был прав, когда настаивал на том, что акт эмпатии может состоятся исключительно тогда, когда ваш собеседник чувствует, что вы его понимаете, слышите, слушаете.
Другое на сайте:
Причины возникновения стресса
Большинство психологических проблем являются иллюзорными или виртуальными, так как существуют только во внутреннем психологическом пространстве. Человек заранее строит в своем мозгу мысленную модель предстоящей ситуации. Если по каким-то ...
Метод опроса
Метод опроса представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. лица, о ...
Общая характеристика способностей человека
Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим ...