Лидеры стихийных групп
Особенности поведения массы и, в частности, ее влияния на входящих в нее индивидов зависят от индивидуальности лидеров, их типов и психологических качеств. Это, безусловно, люди особого склада.
«Масса – это послушное стадо, не могущее жить без властелина. В ней настолько сильна жажда повиновения, что она инстинктивно покоряется тому, кто объявит себя ее властелином»[10]. Для того, чтобы быть подлинным вождем массы, нужно обладать определенными качествами собственной личности или хотя бы показывать, что ими обладаешь. Так каковы же главные из них?
Фанатизм и нетерпимость является одним из показателей силы вождя, а также соответствует общим настроениям, царящим в массе. Индивид, чувствующий себя в массе людей сначала неуверенно, подсознательно будет следовать за тем, кто с непоколебимой уверенностью знает, «что делать» и «куда идти». Поэтому вождь просто обязан будет твердо стоять на своем, систематически вдалбливая в головы слушателей свои «истины». Речь оратора даже в приближении не должна напоминать сложные для понимания рассуждения философов и демагогов.
Вождь должен уповать на чувства людей – так он не только возбудит и подогреет массу, но и запустит механизм идеализации себя и своих нехитрых идей в человеческой психике. Цель лидера-оратора состоит в том, чтобы из простого собрания людей, ничего друг к другу не чувствующих, превратить единодушную массу, связанную общими чувствами почитания и благоговения к своему новому кумиру и его взглядам. Лидер-оратор должен своими словами совершать насилие над мыслями и сознанием своих слушателей: в интонации его речи должна чувствоваться безапелляционность принимаемых решений, их абсолютная правильность и непогрешимость, нетерпимость по отношению к другим взглядам и убеждениям. У вождя должна быть психология диктатора и фанатика. Он обязан быть буквально одержимым своей идеей. Только так собрание людей сможет почувствовать психологическую утрату свободы мысли и принимаемых решений – ведь за них уже все решили и требуют только согласия, что автоматически запустит механизм идеализации объекта вождя. Слова, которые могут способствовать появлению у людей чувственно-эмоциональной реакции – это, в первую очередь, должны быть понятные всем слова, содержащие в себе красочные образы, которые способны захватить внимание толпы целиком и полностью. Любая действительно народная и массовая идеология представляет из себя коротенький набор тезисов и принципов, рисующих своим последователям картины будущей райской жизни, несбыточной иллюзии.
Ко всему этому следует добавить естественное важное следствие: подлинным вождем массы может быть только мужчина – сильный самец. Ибо именно только мужчина может ассоциироваться у массы с силой и агрессией, то есть внушать страх, чего никак нельзя сказать о психоэмоциональном восприятии женщины, которая в традиционном представлении считается существом хрупким и нежным. Это вовсе не связано со способностями женского ума и характера к руководству, а с подсознательными психологическими установками всех без исключения людей.
При распадании массы она может быть восстановлена только после обретения нового идеала или после того, как дела пойдут в гору у прежнего. Некоторые лидеры любые успехи приписывали официальной пропагандой только ему одному, а просчеты и неудачи списывались на видимых и невидимых врагов – так создавалась иллюзия всемогущества и непогрешимости лидера.
Вожаки вовсе не должны обладать особым интеллектом или проницательностью. Как раз, наоборот – для того, чтобы никогда не сомневаться, им надо быть весьма ограниченными, ибо интеллект заставляет раздумывать и колебаться. Вожаки – люди действия, фанатики. «Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка».[11]
Толпа безвольна, и инстинктивно тянется к человеку, наделенному сильной волей. Конечно, толпу иногда увлекают и просто хитрые ораторы, действующие исключительно из своих личных интересов. Но их влияние не бывает прочным, долговременным.
Роль вожаков заключается в создании веры. Не важно какой – религиозной, социальной или политической, лишь бы это была вера.
Если необходимо заставить совершить топу некоторый моментальный акт, например, ограбить дворец или броситься на защиту баррикады, то самым лучшим в данной ситуации является личный пример. Если же толпу нужно убедить следовать каким-то идеям-верованиям, то здесь предлагается другой, но столь же универсальный рецепт – утверждение – повторение – взаимное внушение. Для того чтобы уверить в чем-то толпу, вовсе не надо приводить аргументов и доказательств, достаточно утверждения. Утверждение должно быть предельно кратким и безапелляционным, сводиться к лозунгу. Но утверждение должно быть произнесено неоднократно, повторяться как можно чаще и желательно, в одних и тех же выражениях. Много раз повторенная мысль воспринимается толпой как доказанная. Она врезается в самые глубокие области «бессознательного». Через какое-то время мы забываем автора утверждения, повторенного множество раз и начинаем ему верить. Если же мы читаем в газете, что один – превосходнейший человек, а другой – совершенный негодяй, то мы становимся в конце концов убеждены в этих «фактах» (конечно, если мы при этом не читаем другую газету, в которой сказано прямо противоположное).
Другое на сайте:
Физиология памяти
Морфофункциональным субстратом памяти равно как эмоций и мотивационных состояний, являются прежде всего структуры лимбической системы. Принято считать, что физиологическая основа памяти лежит в так называемых последовательных временных с ...
Признаки и виды одаренности
Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в е ...
Концепция развития памяти у детей
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста, не имеют классического однообрази ...