Заключение
Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущения, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия.
Воля-потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.
Эмоции и воля являются психологическими характеристиками личности и являются ее неотъемлемой частью. Появление эмоций начинается в младенчестве и заключается в комплексе оживления. Первое проявление воли связано с кризисом одного года. В этот период у ребенка возникают первые акты протеста, противопоставление себя другим. В раннем возрасте развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками для того возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Формирование воли особенно ярко выражается в кризисе 3 лет. Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, своенравие, протест - бунт, обесценивание требований взрослого - основные показатели этого процесса.
В дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Поступление ребенка в школу знаменует собой возникновение новых условий для его личностного роста. В этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность и начинают складываться многие деловые качества ребенка.
Окончательное развитие эмоционально - волевой сферы происходит в подростковом возрасте. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главная черта, проявляющаяся в психологии подростка - это более высокий уровень самосознания.
В процессе исследования были выделены особенности формирования эмоций и воли. Главным фактором становления личности является чувство взрослости, как центральное новообразование подростничества. На основе, которого осуществляется развитие самосознания, выражающееся в критичности мышления, склонности к рефлексии, формированию самоанализа. Физиологически обусловленная повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность и осуществление контроля над этими состояниями приводит к заметному развитию волевых качеств. Успешное протекание ведущей деятельности подросткового возраста: интимно-личностное общение со сверстниками и общественно-полезная деятельность на основе этого общения, вызывает потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.
Экспериментальное изучение особенностей развития эмоций и воли, организованное в МОУ Комской СОШ №4 в 8 и 9 классах, позволило выявить следующие особенности эмоционально-волевой сферы подростков:
У исследуемых подростков повышенная возбудимость эмоционального состояния. Это говорит о том, что эмоциональное становление личности протекает естественным образом. Также естественным образом формируются отношения подростков с окружением и с самим собой. Выявлено, что на этой стадии развития воля нуждается в специальном формировании. Поэтому педагоги и родители должны уделять особое внимание процессу воспитания подростков.
Необходимо создавать следующие условия: организация общественно-полезной деятельности подростков, организация межличностного общения подростков, признание со стороны взрослых. Также необходима работа с родителями, чтобы процесс воспитания происходил не только в школе, но и дома.
Другое на сайте:
Контролирующий стиль семейного воспитания
В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности.
Возникновению подобного типа личности способствуют 4 условия:
1. Ребенок воспитывается в детском доме или опекунами при ...
Особенности развития воображения у детей с нарушениями слуха
У детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Как показали исслед ...
Биография И.П. Павлова
Академик Иван Петрович Павлов (1849-1936) – великий русский ученый-физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии, родился 27 сентября 1849 г. в г.Рязани. В 1875 г. с отличием окончил Санкт-Петербургский университет, а в 1879 г. – Медико- ...