Понятие самооценки в отечественной и зарубежной психологии
Проблема самооценки является важной в современной психологии и достаточно разработанной в большей мере в социальной психологии и психологии личности. СИ. Ожегов определяет понятие самооценки, как оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. С психологической точки зрения- самооценка- оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств, способностей, места в системе отношений с другими людьми.
Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человека своим поведением и деятельности как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие внутреннего мира.
Самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности - ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости, а также ей отводится ведущая роль в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития интегрирующий начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания.
Главная функция самосознания - сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, познавать свой внутренний мир, переживать его, оценивать и определенным образом относиться к себе.
Я - концепция- это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая, как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие другими людьми, и относиться к себе.
Каждый индивид обладает какой-то Я- концепцией, набором представлений о себе, целостным образом «Я»,не лишенным противоречий, выступающим как установка по отношению к себе. Я - концепция, в сущности, определяет не просто то, что представляет собой индивид, но о то, что он о себе думает, как оценивает свое деятельное начало и возможности развития.
Есть несколько различий в подходах к структуре «Я», предпочтение той или иной модели обычно отражает теоретические ориентации исследователя, но в целом эти модели взаимодополнительны. Наиболее распространенная схема включает в себя 3 компонента:
- познавательный или когнитивный (знание себя: образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости;
- эмоциональный (самоуважение, себялюбие, самоунижение);
-поведенческий или оценочно- волевой (отношение к себе: стремление повысить свою самооценку, завоевать уважение, т.е. имеющий регулятивную функцию).
Самооценка, являясь составляющей Я- концепции относится к рефлексивным, феноменальным или категориальным «Я». Роберт Бернс отмечал, что в узком смысле «Я-концепция» и есть самооценка.
И.С.Кон, говоря о категории «Я»в психологии отмечает, что она, являясь одним из старейших философско-психологических понятий, остается крайне неопределенной и такие термины как «самость», «идентичность», «Эго», и «Я»употребляются в самых разных значениях и эти трудности не являются чисто терминологическими. Он рассматривает «Я» в общем значении как самость(т.е. единство реальной идентичности индивида и его самосознания), и в структуре самости, выделяет три вида «Я», которым соответствуют определенные психологические процессы: экзистенциональное «Я», (самоконтроль), переживаемое «Я», (самоощущение) и категориальное «Я», которому соответствуют самопознание и самооценка, рассматриваемая как, когнитивное.
Когнитивная теория Я- концепции рассматривает самооценку как одну из мощнейших когниций, установок, убеждений, которая предопределяет образ действий людей.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог У. Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.
Самооценка = Успех
Притязания
Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.
Другое на сайте:
Соотношение мотивации достижения, темперамента и когнитивных стилей в
структуре личности
Личность по праву считается ключевым понятием в психологии. Вместе с тем, изучение личности – одна из самых важных и сложных задач психологической науки. Интерес к личности всегда сопровождал и стимулировал развитие психологии. Учёные стр ...
Метод Гештальт терапии
Метод созданный американским психотерапевтом Ф. С. Перлcом. В отличие от традиционных подходов, где все усилия направлены на поиск причин болезненного состояния в прошлом пациента, гештальт терапевт обращает внимание на настоящее (непосре ...
Межполушарная асимметрия и память
Память как объект исследования занимает значительное место в психологической литературе. Нейрофизиологи пытаются понять, какие мозговые структуры позволяют человеку осуществлять запоминание и воспроизведение, педагоги ищут пути организаци ...