Общая характеристика темперамента и характера
Мерлин В.С. [23] выделяет следующие индивидуальные особенности, относящиеся к свойствам темперамента. Это такие индивидуальные особенности, которые:
1. Регулируют динамику психической деятельности в целом;
2. Характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
3. Имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются на протяжении длительного отрезка времени;
4. Находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
Однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
К конкретным свойствам темперамента В.С. Мерлин относит особенности эмоционально-волевой сферы: активность, сдержанность, эмоциональную возбудимость, быстроту возникновения и смены чувств, особенности настроения, состояния тревоги, беспокойства, а также ряд других особенностей психики.
Таким образом, под свойствами темперамента понимаются такие устойчивые индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые остаются относительно постоянными при различном содержании, мотивах и целях деятельности и образуют структуру характеризующую тип темперамента.
Темперамент – индивидная характеристика человека. Темперамент – это динамические характеристики психической деятельности. Темперамент – это совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде.
Три сферы проявления темперамента: общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности. Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным. Проявление темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений. Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п. [24].
Рассмотрим основные подходы к определению понятия характер.
Н.Д. Левитов определяет понятие характера в двух значениях: в более широком,и более узком [20]. Эти определения характера дополняют друг друга. В широком смысле слова «под характером надо понимать совокупность существенных и качественно своеобразных черт личности, влияющих на поведение и поступки человека». Из этого определения вытекает, что когда речь идет о характере человека, то имеется в виду не вся личность, а только ее существенные или стержневые черты. Характеризовать личность всегда означает нечто в ней выделить, дать не сумму ее качеств, а лишь выдающиеся ее черты. Эти черты, формирующиеся в общественных отношениях и отличающие данного человека от других людей, структурно целостны, то есть представляют собой известное единство и проявляются в деятельности человека. Глубина и проницательность в познании характера человека проявляется, прежде всего, в открытии стержневых черт личности, причем эти черты, как бы они не казались разнообразными, а иногда и противоречивыми, образуют не агрегат, не комплекс, а органическое целое.
В строгом, или собственном смысле слова характер, по Левитову, определяется как психический склад личности человека, выраженный в ее направленности и воле. При более узком определении характера Левитов выделяет в качестве основы характера направленность и волю, причем самое существенное значение для характера, по мнению Левитова, имеет направленность характера. Нельзя определить характер человека, не зная, какие цели, ставит перед собой этот человек и насколько эти цели важны с общественной точки зрения.
Многими отечественными психологами направленность, выраженная другим термином, признается основным компонентом характера.
Согласно определению, даваемому К.Н. Корниловым, «характер – это основная индивидуально психологическая особенность человека, выражающая его основные, жизненные установки: мировоззрение, интересы, моральные убеждения, идеалы, получающая свою реализацию в своеобразии деятельности человека». Здесь термин «жизненные установки» взят почти в том же значении, как и термин «направленность».
Другое на сайте:
Современная проблематика профессиональной ориентации в юношеском возрасте
Социальные аспекты весьма существенны для возрастной психологии. Личные качества, как правило, весьма неоднозначны и зависят от социальных средовых факторов. Таким образом, мы видим, что для характеристики возраста необходимо учитывать ка ...
Способы развития личности одаренного ребенка
Итак, мы выяснили, что же такое одаренность, кого можно считать одаренным, и теперь перейдем к центральной части нашей работы – проблемы одаренных детей. О том, какие проблемы, и как он решаются, пойдет речь в это части нашей работы.
Хот ...
«Архивный метод»
Для анализов дневниковых записей, заметок, архивных материалов, продуктов трудовой, учебной, творческой деятельности в американской научно литературе применяют термин «архивный метод». Отечественными психологами используется другой термин ...