Причины употребления наркотиков с позиции психологических теорий
Наркомания (это слово образовалось от греч. narkē оцепенение, сон + mania безумие, страсть, влечение) - хронические заболевания, вызываемые злоупотреблением наркотическими средствами. Современные ученые достаточно подробно разрабатывают объяснения возникновения наркотической зависимости и выделяют 3 основных направления, 3 группы факторов наркотизации; социологические, включающие влияние общества и семьи, биологические, объясняющие склонности к злоупотреблению особенностями организма и особой предрасположенностью, и психологические (или психические), рассматривающие особенности и отклонения в психике. Благоприятным поводом попробовать наркотики становятся эмоциональные расстройства, депрессии, потребность выровнять настроение. Если сначала наркотик «работает» средством от депрессии, то спустя очень короткий срок сам становится ее источником. [30]
Люди, употребляющие наркотики сознательно, обычно ожидают двух эффектов: Первый - получить возможность расслабиться, отвлечься от повседневных, иногда очень непростых, проблем или от трагических событий.
Второй - возможность испытать новые, неизвестные, ощущения, стимулировать воображение, творческие способности. Хроническое потребление высоких доз обусловливает возникновение «амотивационного синдрома», который характеризуется тем, что субъект не хочет выполнять задания, ходить на работу или же заниматься какой - либо другой деятельностью, требующей внимания или упорства. Такие лица становятся апатичными, утрачивают энергию. [39, www]
Обычно люди критичны к своему поведению: как минимум, ради своей же безопасности стараются соответствовать правилам, принятым в обществе, в котором они живут. И вот первое, что теряется с началом употребления наркотика - чувство самоконтроля. Потенциальный наркоман откровенно не желает соотносить свое поведение с общепринятыми нормами. Человек, которому было откровенно неприятно соответствовать общепринятому поведению, испытывает под действием наркотика ощущение избавления от оков, чтобы суметь на время стать счастливым идиотом и удрать от реального мира.
Наркоманами могут стать подростки из совершенно "полярных" семей: либо педагогически запущенные (всем было на него наплевать, и он все детство делал что хотел), либо избалованные - когда родители покупают дитяти все, что ни попросит, и позволяют все, что ему в голову взбредет. Таким образом и те, и другие дети просто не знают слова "нельзя". И когда они вырастают и выходят из рамок своей семьи в общество, там они впервые слышат, что им что-то не позволено. «Ах, так?! - возмущаются эти дети. - Ну, так я не буду жить в вашем гнусном обществе!» - и уходят в мир наркотических иллюзий. [29]
А вот по второй причине становятся наркоманами детишки, которых, наоборот, воспитывали в строгости: туда не ходи, этого не делай, говори только разрешенные слова, руки на столе держи строго параллельно… И за любой "шаг вправо, шаг влево" следуют внушительные и совершенно неадекватные санкции. Тогда бегство от действительности будет, прежде всего, бегством из собственной семьи. [31, www]
Непосредственное и долговременное влияние любого наркотика зависит в определенной степени, от личности человека, от его настроения, мотивации, предыдущего опыта приема наркотиков, массы тела и физиологических особенностей, дозы и силы действия наркотика, способов его употребления и обстоятельств, в которых наркотик принимается. Эффект наркотика различен не только у разных людей, но и у одного и того же человека в различных ситуациях. После того, как употребление наркотиков достигло драматически высокого уровня в 60-х и начале 70-х годов, в 80-е годы оно уменьшилось. В зависимости от конкретного человека и конкретного наркотика мотивы начала употребления наркотиков, а также продолжения их приема могут быть разными: от любопытства, поиска острых ощущений, давления сверстников и желания заслужить их одобрение, бегство от стресса и бунта против авторитетов до более философских обоснований, таких как стремление к самопознанию, самосовершенствованию, творчество, духовное просветление или расширение границ познания. Если эти мотивы рассматривать в контексте теории Эриксона, то станет понятна их связь с чувством недостаточной идентичности. Молодые люди, не знающие, что они собой представляют могут найти опыт приема наркотиков весьма привлекательным в «нащупывании» внешних границ своего «Я». Они предполагают, что сумеют обнаружить такое измерение себя, которое ускользает от них именно тогда, когда они находятся в трезвом, «правильном» мире. Употребление наркотиков может также временно ослаблять эмоциональные стрессы, сопровождающие кризис идентичности. Колеблясь в выборе профессии, конфликтуя с родителями, вступая в хрупкие и ненадежные отношения со сверстниками, юноши и девушки могут относиться к наркотикам как к средству, помогающему немедленно выйти за пределы себя. Более того, когда они находятся в одной компании со сверстниками, употребляющими наркотики, нетрудно понять, как на них можно «надавить», особенно если еще и статус в группе зависит от употребления наркотика. Человек с установившейся Эго-идентичностью может сопротивляться подобному давлению, а подросткам с диффузной идентичностью, вероятно, трудно не подчиниться. [9]
Другое на сайте:
Структура психического состояния
Психофизиологические состояния и соответствующие им структуры, для сравнения которых возможна единая шкала, будем называть интенсивными, а те состояния и структуры, для которых такое сопоставление невозможно, - экстенсивными. Не допуская ...
Особенности поведения тревожного ребенка
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются осо ...
Психологические особенности учения взрослых
Изменения в общественной жизни происходят постоянно, а значит, человеку систематически нужно учиться и переучиваться самим Обучение же взрослых имеет целый ряд особенностей…
Самое общее определение взрослого человека было дано специалист ...