Теория «личностного Я» К. Роджерса
Роджерс видел в Я-концепции определенный паттерн восприятий человеком своего «Я». Я-концепция представляет собой структурное целое. Однако сегодня психологи считают, что индивид может иметь множество Я-концепций – некоторые из них хорошие, а некоторые – плохие, некоторые актуализированные в настоящем, а некоторые – возможные Я-концепции – предназначены для будущего. Согласно Роджерсу, организм функционирует, чтобы сохранить согласованность (бесконфликтное состояние) между разными образами себя и конгруэнтность между образами «Я» и опытом. Роджерс подчеркивал, что необходимо понять, каким человек воспринимает свое окружение сейчас. Наша актуальная интерпретация прошлых переживаний, а не их фактические обстоятельства, влияет на наше настоящее поведение. Более того, Роджерс полагал, что на поведение существенно влияет то, как люди прогнозируют свое будущее. И наконец, Роджерс подчеркивал, что поведение можно понять, только если обращаться к целостному человеку. Другими словами, он поддерживал холистическую точку зрения на личность – представление о том, что человек ведет себя как интегрированный организм, и это единство нельзя свести к составляющим частям его личности. Ясно, что Я-концепция является определяющей в подходе Роджерса. Постепенно он осознал, что самость была значительным элементом в опыте человека и что целью пациента было достичь своей «реальной сущности». Самость или Я-концепция (Роджерс использовал эти термины взаимозаменяемо) определяется как: Организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый. [9] Таким образом, «Я» - это дифференцированная часть феноменального поля или поля восприятия человека, которая состоит из осознанного восприятия и ценностей «Я». Я-концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет. С точки зрения феноменологического направления, Я-концепция часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни. Эти ролевые образы формируются в результате все более усложняющихся транзакций меду людьми. Следовательно, Я-концепция может включать некий набор образов Я-родителя, супруга, студента, служащего, руководителя, спортсмена, музыканта и артиста. Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть, и хотели бы быть. [2]
Этот последний компонент «Я» - это Я-идеальное. По Роджерсу, Я-идеальное отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет.
Это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.
Роджеровское понятие «Я» можно также понимать в терминах различных свойств и функций. Для начала Роджерс постулировал, что Я-концепция исходит из общих законов и принципов восприятия, установленных в научной психологии. Это означает, что структура «Я» действует в терминах таких процессов восприятия, как фигура-фон, завершение и сходство. Во-вторых, Роджерс полагал, что Я-концепция пространственна по природе и считал, что она представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия «Я». Далее Роджерс предположил, что
Я-концепция – это не гомункул или «маленький человечек в голове», который контролирует действия человека. «Я» не регулирует поведение; наоборот, оно символизирует главную часть сознательного опыта индивида. И наконец, панорама опыта и восприятия, известная как «Я», принимается и признается сознанием. [9]
Другое на сайте:
Теория групповой идентичности
Основатели этой теории Г. Тэджфела и Д. Тернера объясняет феномены внутри группового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации как результат серии когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителям ...
Роль потребностей в формировании направленности деятельности учащихся
Важное значение при обучении детей младшего школьного возраста имеют потребности, как важный элемент для формирования направленности в деятельности учащихся.
У младшего школьника имеется целый ряд потребностей, которые были характерны и ...
Теории агрессии
Анализ психологической литературы свидетельствует, что основными теоретическими концепциями проявления агрессивности являются теория влечения (инстинкта), фрустрационная, теория социального научения и мотивационная, в которых нашли свое о ...