Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены особенности современного состояния и тенденции развития отечественной психологии.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
Рассмотрены предпосылки современного состояния российской психологии;
Охарактеризовано современное состояние российской психологии;
Описаны вопросы, актуальные для современной российской психологии;
Рассмотрены особенности дальнейшего развития российской психологии: тенденции и перспективы.
Для того чтобы с пользой для людей толковать психологические законы, психолог должен их изучать. И открывать. В этом и состоит его главная задача. В этом и состоит психология. Хочется верить, что серьезные люди, не наигравшиеся в молодости в игры, в конце концов утолят свою жажду и займутся своим делом — психологией, тем более что это дело они знают блестяще. А водить хороводы с инфантильными неудачниками предоставят тем «практическим психологам», которые, к сожалению, ничему другому не смогли или не пожелали научиться.
Сегодня российскую практическую психологию можно уподобить побегу апельсинового дерева, наспех привитому к подрубленному осиновому стволу. О возможном результате такой селекции недвусмысленно (хотя и по другому поводу) говорит народная поговорка: «От осины не родятся апельсины». Столь экзотический побег просто обречен увянуть. Тому видится несколько причин, о которых осмелюсь высказать свое собственное, пускай и не бесспорное, суждение.
Идея о всеобщей необходимости психотерапии весьма сомнительна. Здоровому человеку она не нужна. Массовый заокеанский спрос на психотерапевтические услуги подобен спросу на несъедобную жевательную резинку: он всецело порожден и стимулирован навязчивым, искусственно созданным предложением. Можно возразить, что задачей психотерапии в широком смысле является не столько лечение, сколько так называемый личностный рост. Однако его едва ли можно достичь избавлением от надуманных «зажимов» или освоением карнегианских коммуникативных ухваток. Подлинный личностный рост состоит в том, чтобы добросовестно делать дело, к которому лежит душа, и ладить с порядочными людьми. А для этого вряд ли нужен психотерапевт. По крайней мере, многие поколения без него благополучно обходились.
Правда, умный советчик нередко бывает нужен. И им из века в век выступали священник, раввин, гуру. Они фактически выполняли роль консультантов, а точнее — толкователей законов применительно к житейской практике. И психолог, стремящийся подменить их в этой роли, должен принять их метод.
В чем, например, состоит юридическая консультация? Обычный человек не слишком сведущ в законах, поэтому он идет за советом к знатоку. Психологическое консультирование должно состоять в том же. Психолог, профессионально изучивший законы человеческого бытия, способен поделиться своим знанием с теми, кто испытывает затруднения из-за того, что по неведению нарушает закон или не умеет пользоваться его благами. А многочасовые групповые посиделки с копанием в надуманных подтекстах — это уже из другой области. Увы, из той, которая сегодня и зовется практической психологией в России.
Для того чтобы с пользой для людей толковать психологические законы, психолог должен их изучать. И открывать. В этом и состоит его главная задача. В этом и состоит психология. Хочется верить, что серьезные люди, не наигравшиеся в молодости в игры, в конце концов утолят свою жажду и займутся своим делом — психологией, тем более что это дело они знают блестяще. А водить хороводы с инфантильными неудачниками предоставят тем «практическим психологам», которые, к сожалению, ничему другому не смогли или не пожелали научиться.
[1] Современная российская психология. / Любутин К.Н., Грибакин А.В. – Екатеринбург: Мир знаний, 2004. – с. 54.
[2] Кручинин С.Т. Антология мировой психологии. - М.: Филинъ, 2003. – с. 349.
[3] Иванов Н.М. История теоретической психологии. – М.: Филинъ, 2000. – с. 287.
Другое на сайте:
Приемы преодоления сценического волнения учеников
Исходя из перечисленных методов и приемов преодоления сценического волнения, следует привести примеры преодоления сценического волнения класса эстрадного вокала ДМШ г. Белореченска.
Эстрадное отделение в ДМШ г. Белореченска открыто в 200 ...
Общий коррекционный подход
Разрабатывая педагогическую коррекцию на современном этапе, мы обратили внимание на то, что важную роль в изменении характера играют все-таки не прямые или косвенные воздействия на психику личности, а прежде всего окружающая среда, т. е. ...
Интенсивностные характеристики эмоциональных
процессов
С точки зрения истории соотношений эмпирического базиса и теоретических обобщений в области проблемы эмоций чрезвычайно поучительно, что анализ интенсивностной характеристики эмоциональных процессов тоже начинается с экспериментальных исс ...