Становление и развитие семейных отношений в повторном браке
Один наглядный образец такой семьи с большой долей тепла и оптимизма реконструирован французским социологом-феминисткой А.Мишель. С ней можно соглашаться или не соглашаться в деталях, но не признать остроты проблемы нельзя. Американцы, в свою очередь, установили ряд эмпирических закономерностей, характерных для подобных семей. Во-первых, супруги, прожившие совместно более семи лет, высказывают большую свободу как в наказании, так и в поощрении неродных детей по сравнению с теми, кто состоял в таких семьях менее трех лет. Во-вторых, пасынки лучше приспособляются, чем падчерицы: девочки хуже мальчиков ладят как с родными, так и с неродными родителями. В-третьих, отношения между мачехой и ее приемными детьми являются самыми сложными и непредсказуемыми. И, в-четвертых, близость во взаимоотношениях между падчерицей-пасынком и родителями уменьшается, когда дети вступают в подростковый период.
Проблема повторных браков - это, прежде всего, конфликт между ребенком и «новым родителем», и в его формировании или устранении немаловажную роль играет мать. Выходя повторно замуж, женщина должна помнить, что создание новой семьи для ее ребенка является такой же травмой, какой был в свое время развод родителей. И подготавливать свое чадо к такому событию нужно постепенно, помогая ему разглядеть все положительные качества будущего отчима. А таковые должны иметься обязательно, иначе, зачем выходить за человека с одними недостатками? Интуитивно каждая женщина может найти свой, индивидуальный подход к обеим сторонам, всегда памятуя о том, что первое время ей придется находиться меж двух огней.
Уже сама роль отчима ставит мужчину в неравное положение с родным отцом, каким бы плохим тот не был. И подчас это неравенство усугубляет сама женщина, не позволяя новому мужу вмешиваться в воспитание своих детей или же наоборот, начиная наказывать их при малейшей провинности, в угоду строгому мужу. Дети все замечают и очень тонко чувствуют малейшую фальшь в отношениях. И начинают тут же «играть» себе на руку. А потому строить отношения в новой семье следует на естественности собственного поведения. И если до этого вы не были излишне сентиментальной родительницей, то сейчас будет нелепо выглядеть ваше внезапное сюсюканье. Создавая семью на пепелище, отчим хочет чувствовать себя не только в роли «добытчика». Он заинтересован в участии во всех семейных делах, в воспитании ребенка. И будет несправедливо, если женщина его не поддержит в этом искреннем стремлении. Кроме того, ей следует тактично подводить своего отпрыска к осознанию того, что отчим делает все возможное, чтобы их семья была по-настоящему крепкой и дружной.
Если после распада семьи у детей сохранились теплые отношения с родным отцом, не следует их прерывать. Ревность - доминирующий аспект, сопровождающий формирование отношений между родным отцом и отчимом, и, чтобы свести к минимуму его негативное влияние, всем взрослым придется немало поработать над собой.
Очевидно, что в центре «любовного треугольника» будет разворачиваться борьба за ребенка, за перетягивание его на свою сторону. Но не следует забывать о том, что насильно мил не будешь, и открытая агрессия мужчин друг против друга только вызовет отторжение в душе ребенка. Конечная победа окажется на стороне того, кто будет завоевывать расположение ребенка дипломатично и мягко. А потому гораздо выгоднее обоим отцам - объединить свои усилия. В конце концов, иметь двух пап не так уж и плохо, если взглянуть на ситуацию с мудрым расчетом.
Гораздо легче приходится тем отчимам, которые живут в семье, где родной отец давно позабыл дорогу к собственному ребенку. Ребенок, истосковавшийся по мужскому участию, довольно скоро сумеет принять отчима в роли отца, конечно, если подобное желание будет исходить и от обратной стороны.
Другое на сайте:
Теория групповой идентичности
Основатели этой теории Г. Тэджфела и Д. Тернера объясняет феномены внутри группового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации как результат серии когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителям ...
Развитие функций речи
На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от усло ...
Н.С. Лейтес о детской одаренности
В рабочей «концепции одаренности» приводится следующее определение этого понятия. «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (в том числе и ини ...