Понятие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
3. Негативное действие внутрисемейных факторов. Важную роль в формировании СДВГ играют факторы, которые провоцируют и усугубляют влияние резидуально-органических и наследственных факторов на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. По данным Н.Н. Заваденко, влияние социально-психологических факторов обнаружено в 63% случаев. В 20% семей имело место влияние таких факторов как воспитание в неполной семье, неблагоприятные материально-бытовые условия, низкий уровень образования родителей, частые конфликты, алкоголизм родителей, несогласованные подходы к воспитанию, педагогическая запущенность, бытовые интоксикации у родителей и др. Вероятно, биологические и наследственные факторы имеют решающее значение на ранних этапах развития, затем возрастает роль социальных причин. Очевидно, что социальные аспекты могут оказать как негативное, так и позитивное воздействие на формирование синдрома и его дальнейшее развитие. Однако вне зависимости от вариативности синдрома в ходе его динамики общие компенсаторные процессы осложняются тем, что реализуются на изначально дефицитарной почве. Помимо этого, психическое развитие таких детей усугубляется пропуском “сензитивных” периодов развития (по Л.С. Выготскому), благоприятных для естественного формирования конкретных психических функций, поведенческих навыков и личностных свойств [3].
Таким образом, дети с СДВГ изначально находятся в группе риска и нуждаются в специальном системном терапевтически коррекционном подходе. Полиэтиологическая природа синдрома и особенности его динамики вызывают необходимость комплексного подхода к его лечению и наблюдению детей с СДВГ неврологами, психиатрами, нейропсихологами, психотерапевтами. Медикаментозная терапия должна быть направлена на коррекцию медико-биологических влияний, психолого-психотерапевтическая работа - на улучшение адаптации ребенка в окружающей среде, создание необходимых условий для его дальнейшего развития.
Проявления СДВГ очень разнообразны. Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления этого синдрома:
Нарушение внимания;
Гиперактивность;
Импульсивность.
Нарушения внимания могут проявляться в неспособности сохранять внимание, ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении, снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете, частые забывания того, что нужно сделать, повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость, дети суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое, еще большее снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
Учителя и родители жалуются, что ребенок нигде не проявляет упорства - ни в учебе, ни в играх. Некоторые дети не могут досмотреть до конца любимую телепередачу, даже если она длится всего полчаса [9].
Гиперактивность проявляется в дошкольном и раннем школьном возрасте – дети непрерывно или импульсивно бегают, ползают, карабкаются. В старшем детском и подростковом возрасте они неусидчивы, постоянно вскакивают и опять садятся, суетливы. Двигательная активность и качественно, и количественно отличается от возрастной нормы. С возрастом гиперактивность часто уменьшается, иногда исчезая вовсе, хотя другие симптомы СНВГ могут оставаться. Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них, по-видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе - школьных навыков [9].
Импульсивность выражается в том, что ребенок неряшливо выполняет школьные задания, несмотря на усилия все делать правильно, часто выкрикивает с места, и в других шумных выходках во время уроков; "”влезаниями” в разговор или работу других детей; в неспособности ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д.; в частых драках с другими детьми (причина - не дурные намерения или жестокость, а неумение проигрывать). С возрастом проявления импульсивности могут меняться. У детей раннего и дошкольного возраста это может быть недержание мочи и кала; в начальных классах - излишняя активность в отстаивании собственных интересов, невзирая на требования учителя (при том, что противоречия между учеником и учителем вполне естественны), крайняя нетерпеливость; в старшем детском и подростковом возрасте - хулиганские выходки и асоциальное поведение (кражи, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Чем ребенок старше, тем импульсивность выраженнее и заметнее для окружающих [9].
Другое на сайте:
Заикание как нарушения речи
Заикание - довольно распространенный речевой недостаток, при котором говорящий испытывает специфические затруднения в произношении слов, фраз. Речь говорящего прерывается характерными остановками, запинками, повторами отдельных звуков, сл ...
Классификация способностей
Существует очень много способностей. В науке известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфическ ...
История становления возрастной психологии
Описательный (донаучный) этап истории возрастной психологии связывают с тем, что психологические знания существовали в недрах:
§ педагогики, дифференцирующей развитие на возрасты в образовательных целях;
§ медицины, разделяющей онтогене ...