Женщина и карьера
Одна из лучших книг, которая попала мне в руки во время поиска обоснованной информации по проблеме, написана двумя женщинами, которые были удостоены ученой степени Гарвардской школы бизнеса. Это д-р Маргарет Хеннинг и д-р Анн Жардэн.
Вкратце о некоторых результатах их исследований [14, с.312].
· Женщины очень поздно решаются делать карьеру. Часто только через десять лет работы на фирме они решаются занять более высокое положение, но для запланированной карьеры это слишком поздно!
· Большинство женщин слишком пассивно. Вместо того, чтобы что-то предпринять самим, они позволяют событиям идти своим чередом.
· Женщины считают, что решающим фактором профессионального успеха является их самореализация. В результате такой "эгоцентричности" они перестают интересоваться более существенными вещами в своем окружении, такими, скажем, как система отношений и информационных каналов на предприятии, возникающих на неофициальном уровне. Они не признают и не воспринимают каких-либо взаимных лояльных отношений, зависимостей отношений типа "ты - мне, я - тебе", взаимной полезности, протекций, возникающих между сотрудниками и всегда учитываемых в известной степени в своей деятельности мужчинами.
· Женщины воспринимают карьеру как личный рост, как самореализацию. Женщины разделяют два понятия: выполняемую работу и карьеру. Работа для них осуществляется "здесь и сейчас", а карьера является исключительно личной целью, о результатах достижения которой может судить только сама женщина.
· Элемент времени отсутствует в рассуждениях у женщин. Они лишь думают о том, как можно лучше решить проблему в данном месте и в настоящий момент, не учитывая, какие последствия эта проблема будет иметь для них в будущем.
· Как правило, девочки не приобретают опыта действовать в составе команды. Если они занимаются спортом, то предпочитают одиночные виды спорта, такие, как конный спорт или теннис. Большинство девушек никогда не узнает, что означает "командный дух", они не учатся объединяться в группы и побеждать всем вместе, несмотря на то, что отдельные члены группы не вызывают симпатии.
· Женщины оценивают риск как принципиально отрицательный момент. Для них он означает потерю, опасность, боль. По возможности они избегают риска.
· Женщины склонны в противоположность мужчинам в своем ролевом поведении чаще всего придерживаться взгляда: "Я именно такая, какая есть, нравится это другим или нет!"
Авторы упомянутой книги Хеннинг и Жардэн взяли интервью у 25 преуспевающих руководительниц, которым удалось достичь должности вице-президентов больших фирм. Их прежде всего интересовал вопрос: почему эти женщины смогли сделать карьеру? Я попробую сейчас кратко передать важнейшие результаты единственного в своем роде исследования.
1. Из 25 руководительниц 20 были единственным или старшим в семье ребенком; другие пять попали в положение родившихся первым ребенком в детстве в результате сложившихся обстоятельств (развод родителей, смерть старших братьев и сестер).
2. Все 25 опрошенных имели хорошие отношения со своими отцами и вместе с ними принимали участие в необычно широкой традиционно мужской сфере деятельности, причем начиная с самого раннего возраста.
3. Все опрошенные родились в "стремящихся вверх" семьях среднего сословия. Отцы 22 из 25 же занимали руководящие должности в экономике, трое остальных были директорами колледжей.
4. Решающее значение имело, очевидно, то, что в семьях было особое отношение к этим детям, как к первенцам. А ощущение этого положения глубоко запечатлевается в детской душе. 25 женщин вспомнили о том, что имели счастливое детство и что в их глазах родители играли особую роль.
Другое на сайте:
Психологические особенности формирования речи первоклассников
Одним из важнейших показателей уровня культуры мышления, интеллекта человека, является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и ус ...
Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте сохраняется высокая интенсивность психического развития. Происходят прогрессивные изменения в широком диапазоне психических характеристик – от психофизиологических функций до личностных черт.
В этот период у ...
Изучение социальных представлений в психологии
В 60-70 гг. 20 века как реакция на засилье в современной науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка во французской социальной психологии возникла концепция социальных представлений, которая была раз ...